Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2010 по делу n А79-8795/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600000, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru ________________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир
15 марта 2010 года Дело № А79-8795/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2010. Постановление в полном объеме изготовлено 15.03.2010. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А., судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.11.2009 по делу № А79-8795/2009, принятое судьей Афанасьевым А.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 28.04.2009 по делу № 4-АМЗ-2009, при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Винокуровой Н.Ю. по доверенности от 25.12.2009 № 04-04/5246 сроком действия до 31.12.2010; общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»- Лебедева А.В. по доверенности от 01.01.2010 № 316 сроком действия до 31.12.2010, Ваганова Э.Н. по доверенности от 01.01.2010 № 317 сроком действия до 31.12.2010, Созинова М.П. по доверенности от 24.12.2009 № 278 сроком действия до 31.12.2010, Созинова С.М. по доверенности от 24.12.2009 № 281 сроком действия до 31.12.2010, и установил: общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (далее - ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике (далее – Управление, антимонопольный орган) от 28.04.2009 по делу № 4-АМЗ-2009. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.11.2009 заявление удовлетворено и решение Управления от 28.04.2009 по делу № 4-АМЗ-2008 о признании в действиях общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» факта нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде установления монопольно высоких цен на розничном рынке реализации бензина АИ-92 с ноября 2008 года по февраль 2009 года включительно и бензина АИ-95 с декабря 2008 года по февраль 2009 года включительно в городах Чебоксары, Новочебоксарск и Чебоксарском районе Чувашской Республики; факта нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде установления экономически, технологически и иным образом не обоснованных различных цен на один и тот же товар, а также предписание от 28.04.2009 по делу № 4-АМЗ-2009 признаны незаконными. Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. В судебном заседании представители Управления и Общества подержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее. Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Установлено по делу, что в связи с многочисленными обращениями граждан, а также в ходе еженедельного мониторинга розничных и оптовых цен на нефтепродукты Управление выявило, что в период с 01.12.2008 по 15.12.2008 и с 16.03.2009 по 03.05.2009 Общество устанавливало на АЗС г. Чебоксары разные цены на один и тот же вид нефтепродуктов. В частности, на АЗС 120 цена нефтепродуктов была ниже цены бензина на других АЗС: на 05.04.2009 цена 1 л бензина А-76 на этой АЗС составила 15,50 руб. за 1 л., в то время как на остальных - 16,50 руб. за 1 л; цена 1 л бензина АИ-92 на этой АЗС составила 18,00 руб., в то время как на остальных АЗС- 18,90 руб. за 1 л.; цена 1 л бензина АИ-95 на этой АЗС составила 19,50 руб., а на остальных АЗС - 21,80 руб.; цена 1 л дизельного топлива на этой АЗС составляла 18,50 руб. за 1 л., а на остальных АЗС- 19,50 руб. Разница в цене в среднем составила от 90 коп. до 2 руб. 30 коп. Установление на одном локальном рынке на одних АЗС более высоких розничных цен на нефтепродукты, чем на других АЗС без экономических, технологических или иных обоснований, может свидетельствовать о нарушении пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, Управление пришло к выводу, что Общество в период с ноября 2008 года по февраль 2009 года установило монопольно высокую цену реализации бензина АИ-92 и АИ-95, что свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением и нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По факту установления и поддержания монопольно высокой цены на бензин автомобильный, экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо Управление возбудило дело по признакам нарушения Обществом антимонопольного законодательства, по результатам которого антимонопольный орган принял решение от 28.04.2009 № 4-АМЗ-2009 о злоупотреблении Обществом доминирующим положением на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в г. Чебоксары, г.Новочебоксарске, Чебоксарском районе. Управление признало ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде установления монопольно высоких цен на розничном рынке реализации бензина АИ-92 в период с ноября 2008 года по февраль 2009 года включительно и бензина АИ-95 в период с декабря 2008 года по февраль 2009 года включительно в городах Чебоксары, Новочебоксарск, Чебоксарском районе, а также нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде установления экономически, технологически и иным образом не обоснованных различных цен на один и тот же товар. На основании указанного решения Управление вынесло предписание от 28.04.2009 по делу № 4-АМЗ-2009 о прекращении нарушения Закона о защите конкуренции. Не согласившись с принятыми актами, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение и предписание Управления являются незаконными и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом доминирующего положения Общества на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в г. Чебоксары, г.Новочебоксарске, Чебоксарском районе в силу неверного определения временного интервала исследования товарного рынка, продуктовых и географических границ товарного рынка. Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучи доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции: 2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; 3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами. Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: 1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; 2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания: о прекращении недобросовестной конкуренции. В силу статьи 52 Закона о защите конкуренции решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу. Статья 4 Закона о защите конкуренции содержит основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе: товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом. В силу части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции» (в редакции, действовавшей в спорный период) монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев (часть 2 статьи 6 Закона о защите конкуренции). Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничение конкуренции или ущемление прав лиц. Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2010 по делу n А11-699/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|