Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2010 по делу n А11-13682/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

_______________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир                                                                                                                              

12 апреля 2010 года                                                       Дело № А11-13682/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено 12.04.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экран»

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2010

по делу № А11-13682/2009,

принятое судьей Мокрецовой Т.М.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экран»

о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15.07.2009 № 85,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Экран» - Ежкова А.П., директора, на основании протокола от 01.10.2009 № 3-2009,                       Игнатьевой Н.В. по доверенности от 05.04.2010, Игнатьевой А.Н. по доверенности от 05.04.2010;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области - Митрофановой О.В. по доверенности от 02.04.2010,                   Бочкаревой Ю.А. по доверенности от 01.03.2010 № 16,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Экран» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее – Управление, антимонопольный орган) от 15.07.2009 № 85 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 % или занимающих доминирующее положение  на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положением хозяйствующих субъектов» и об обязании Управления устранить допущенные нарушения.

Решением от 28.01.2010 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении требования, придя к выводу о соответствии оспариваемого приказа действующему законодательству.

Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы подробно изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 15.04.2009 в антимонопольный орган обратилось открытое акционерное общество «Ковровский электромеханический завод» (далее – ОАО «КЭМЗ») с заявлением на действия Общества, являющегося организацией, предоставляющей услуги кабельного телевидения на территории г. Коврова Владимирской области, выразившиеся в нарушении антимонопольного законодательства в части экономически и технологически необоснованного отказа либо уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками).

В ходе рассмотрения данного обращения Управление провело ретроспективный анализ и оценку состояния конкурентной среды за период 2008 год – 1-й квартал 2009 года на товарном рынке услуг по ретрансляции телевизионных программ по сетям кабельного телевидения (территория города Коврова Владимирской области) с целью определения доли Общества на этом товарном рынке, по результатам которого составлен аналитический отчет от 10.07.2009.

15.07.2009 Управление издало приказ № 85 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 % или занимающих доминирующее положение  на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положением хозяйствующих субъектов».

На основании указанного приказа Общество внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 %, в географических границах зоны обслуживания абонентов на территории города Коврова Владимирской области (в границах присоединенных сетей), в соответствии с кодом ОКВЭД 64.20.21, с наименованием услуг: «деятельность в области передачи (трансляции) программ телевидения (услуги по ретрансляции телевизионных программ по сетям кабельного телевидения)».

Общество не согласилось с включением его в Реестр хозяйствующих субъектов и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа отнесено ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов.

В соответствии с пунктом 5.9 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 № 324, территориальный орган имеет право в пределах компетенции принимать решения о включении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории региона, в реестр (исключении из реестра).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 утверждены Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Правила), которыми регламентирован порядок формирования и ведения данного реестра.

Формирование и ведение реестра осуществляется в том числе путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 4 Правил включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой действует территориальный орган Федеральной антимонопольной службы).

В пункте 8 Правил предусмотрено, что доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете, который подготавливается в том числе в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и является основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр (пункт 8, подпункт «а» пункта 13 Правил).

Решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр оформляются приказом антимонопольного органа (пункт 16 Правил).

При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов антимонопольными органами используется Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 № 108 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; определение уровня концентрации товарного рынка; определение барьеров входа на товарный рынок; оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; составление аналитического отчета.

Из пункта 4 Порядка следует, что при анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации могут использоваться: данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, органов местного самоуправления; сведения, полученные от физических и юридических лиц; результаты товароведческих экспертиз, заключения специализированных организаций, а также отдельных специалистов и экспертов; данные ведомственных и независимых информационных центров и служб; данные объединений потребителей и объединений производителей; сообщения средств массовой информации; данные собственных исследований антимонопольного органа и данные антимонопольных органов других государств; данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций; технические условия и другие нормативы; обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган; данные иных источников.

Проанализировав положения названного Порядка и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения антимонопольным органом Общества в Реестр хозяйствующий субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, в географических границах зоны обслуживания абонентов на территории города Коврова Владимирской области (в границах присоединенных сетей), в соответствии с кодом ОКВЭД 64.20.21, с наименованием услуг: «деятельность в области передачи (трансляции) программ телевидения (услуги по ретрансляции телевизионных программ по сетям кабельного телевидения)».

При этом судом был исследован вопрос об осуществляемых Обществом услугах и его статусе при оказании им соответствующих услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006               № 785 утверждены Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (далее – Правила), которые направлены на урегулирование отношений между вещателями, операторами связи и абонентами в случае заключения возмездного договора об оказании услуг связи для целей кабельного и (или) эфирного телерадиовещания.

В соответствии с данными Правилами вещателем признается пользователь услугами связи для целей телерадиовещания, с которым заключен договор и который составляет телепрограммы и (или) радиопрограммы для их приема неопределенным кругом лиц и на основании лицензии на вещание, распространяет их либо обеспечивает их распространение в полной и неизменной форме третьим лицом (пункт 2).

Согласно пункту 7 Правил оператор связи оказывает услуги связи для целей телерадиовещания на основании выданной ему лицензии.

Как усматривается из материалов дела, Общество имеет лицензию                      № 35008, выданную 14.09.2005 Федеральной службой по надзору в сфере связи, сроком действия до 14.09.2010, согласно которой ему предоставлено право на оказание услуг связи для целей кабельного вещания. Пунктом 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с названной лицензией установлено, что лицензиат должен обеспечить предоставление абоненту: доступа к сети связи лицензиата; доставки телевизионных и звуковых

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2010 по делу n А38-1903/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также