Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу n А11-556/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017 http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Владимир «06» ноября 2014 года Дело № А11-556/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 28.10.2014. Постановление в полном объеме изготовлено 06.11.2014. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Москвичевой Т.В., судей Гущиной А.М., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.06.2014 по делу № А11-556/2014, принятое судьей Новиковой Л.П. по заявлению открытого акционерного общества «Горняк», Владимирская область, Судогодский район, п. Андреево, о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области от 30.09.2013 №9. В судебном заседании приняли участие представители: от открытого акционерного общества «Горняк» – Якимчева Е.А. по доверенности от 09.01.2014 (подлинник - том 3 л.д. 44), Воеводина С.В. по доверенности от 24.02.2014 №11 сроком один год (копия - том 3 л.д. 46); от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области – Милова С.В., Громова А.В., Соловьева И.В. по доверенности от 24.03.2014 (том 9 л.д. 22). Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области (далее по тексту – Инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества «Горняк» (далее по тексту – Общество) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов. По результатам проверки составлен акт от 12.08.2013 № 9 и принято решение от 30.09.2013 № 9 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 511 403 рублей 40 копеек, налога на прибыль – в сумме 569 456 рублей 14 копеек, на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 22 961 рубля 50 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 5 218 402 рублей, налог на прибыль организаций в сумме 5 811 875 рублей, а также соответствующие пени в общей сумме 1 397 321 рубля 01 копейки и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 925 рублей 85 копеек. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 31.12.2013 № 13-15-05/12618 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения. Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании его недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 798 225 рублей, налога на добавленную стоимость в общей сумме 5 218 402 рубля, соответствующих сумм пени за неуплату налога на прибыль в общей сумме 512 361 рубля 10 копеек, налога на добавленную стоимость в сумме 883 753 рублей 73 копеек, налоговых санкций по налогу на прибыль в сумме 568 118 рублей 69 копеек, по налогу на добавленную стоимость в сумме 511 403 рублей 40 копеек. Решением от 26.06.2014 заявленное требование удовлетворено. В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение статей 20, 40, пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя апелляционной жалобы, Общество минимизировало свои налоговые обязательства по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость путем реализации карбонатных пород и кускового доломита взаимозависимому лицу (обществу с ограниченной ответственности «НПП «Известняки и доломиты» по ценам ниже рыночных. Сделки, заключенные Обществом с указанной организацией имеют низкую рентабельность (в части реализации карбонатных пород – убыточность). Общество реализовало добытую продукцию по цене ниже не только рыночной, но и ниже себестоимости, что в результате приводило к убытку. Инспекция не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что ею допущены существенные нарушения процедуры проведения проверки и принятия решения, так как Обществу с актом проверки представлены все документы, подтверждающие установленные факты совершенного правонарушения. Остальные документы, запрашиваемые Обществом и которые не были ему представлены, относились к финансово-хозяйственной деятельности иного налогоплательщика и не легли в основу вменяемого правонарушения. Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене в отношении налога на прибыль в сумме 1 156 401 рубль 80 копеек, налога на добавленную стоимость в сумме 1 040 761 рубль 62 копейки, а также соответствующих сумм пени и штрафа, по следующим основаниям. Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога на прибыль за 2011 год и налога на добавленную стоимость за 3 и 4 кварталы 2011 года послужил вывод налогового органа о занижении Обществом налоговой базы при исчислении указанных налогов ввиду реализации продукции взаимозависимому лицу по ценам ниже рыночных. Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде Обществом заключены договоры на поставку продукции от 02.08.2011 №11/57 и №11/54 с обществом с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и доломиты». Со стороны Общества договоры подписаны генеральным директором Журавлевым В.П., со стороны общества с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и доломиты» - управляющим Поддуевым В.А. В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что общество с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и доломиты» является единственным покупателем Общества. Организации расположены в одном административном корпусе, состоят в договорных отношениях по ряду договоров об оказании друг - другу различных услуг и предоставлении имущества в аренду. Руководителем и членом Совета директоров Общества является Журавлев Владимир Петрович, который также являлся до августа 2011 года руководителем филиала общества с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и Доломиты» и одним из его учредителей (доля участия - 10%). С августа 2011 года Журавлев В.П. являлся руководителем Общества и заместителем директора филиала общества с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и Доломиты». Кроме того, один из членов Совета директоров Общества - Тучин Сергей Алексеевич - является сотрудником и учредителем общества с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и Доломиты» (доля участия - 19%), а Кондраков Николай Семенович был председателем Совета директоров Общества и состоял в трудовых отношениях с обществом с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и Доломиты». Указанные обстоятельства позволили налоговому органу прийти к выводу о взаимозависимости указанных организаций и проверить правильность применения цен по вышеуказанным договорам поставки. Установив на основании информации о сделках с однородными товарами, что Общество в адрес общества с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и Доломиты» в 3-4 квартале 2011 года реализовало породы карбонатные и доломит кусковой по цене ниже рыночной, Инспекция определила размер выручки, исходя из рыночных цен. При этом в качестве рыночных использованы цены на породы карбонатные закрытого акционерного общества «Добрятинское карьероуправление», а на доломит кусковой – цены закрытого акционерного общества «Столичная финансовая компания». Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств взаимозависимости Общества и общества с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и Доломиты», получения Обществом необоснованной налоговой выгоды, неправильного определения Инспекцией рыночной цены на породы карбонатные и доломит кусковой, а также из существенного нарушения налоговым органом процедуры проведения проверки и принятия решения. Между тем, судом не учтено следующее. В пункте 1 статьи 20 Налогового кодекса Российской Федерации перечислены случаи, когда лица считаются взаимозависимыми для целей налогообложения. Пунктом 2 статьи 20 Кодекса суду предоставлено право признавать лица взаимозависимыми по иным основаниям, чем предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Как следует из материалов дела, руководителем и членом Совета директоров Общества является Журавлев Владимир Петрович, который также в проверяемый период являлся одним из учредителей (доля участия - 10%) общества с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и Доломиты», Тучин Сергей Алексеевич - член Совета директоров Общества и учредитель общества с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и Доломиты» (доля участия - 19%). Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» №208-ФЗ частью 1 статьи 81 признаёт заинтересованными лицами в отношении сделок, совершаемых акционерным обществом, членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также лиц, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в случаях, если они занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной в сделке. Согласно положениям главы IV Федерального закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» к органам управления общества с ограниченной ответственностью относится, в том числе, общее собрание участников общества. Поскольку Журавлёв В.П. и Тучин С.А., являясь членами совета директоров Общества, являются участниками общества с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и Доломиты», а Журавлёв В.П., являлся руководителем Общества и занимал руководящую должность в филиале общества с ограниченной ответственностью «НПП «Известняки и Доломиты», непосредственно связанном с проверенными сделками, они являются заинтересованными в совершении проверенных сделок лицами. В данном случае характер взаимосвязи покупателя и продавца свидетельствует о возможном влиянии этой связи на условия и результаты сделки, поэтому они должны быть признаны взаимозависимыми лицами в смысле пункта 2 статьи 20 Налогового кодекса Российской Федерации и в целях применения положений статьи 40 Кодекса. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами. При этом в данном случае предметом проверки является именно правильность применения цен, а не налоговая выгода, как указал суд первой инстанции. В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации в вышеуказанном случае, когда цены товаров, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары. Согласно пункту 4 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки; при определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель, при определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться (пункт 6 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации). Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми; при определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения (пункт 7 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 8 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при определении рыночных цен товаров принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. В силу пункта 9 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при определении рыночных цен товара учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях; при этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, либо может быть учтена с помощью поправок. В соответствии с пунктом 11 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при определении и признании рыночной цены товара используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары и биржевых котировках. Пунктом 12 статьи 40 установлено, что при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 11 настоящей статьи. Как следует из материалов дела, для установления рыночных цен на породы карбонатные и доломит кусковой, налоговым органом направлены запросы в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области (Владимирстат) и Департамент цен и тарифов Администрации Владимирской области. Письмом от 07.05.2013№ 06-01-39/1-110 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу n А43-13450/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Июнь
|