Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А43-4423/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                                      

                                                                       

17 ноября 2014 года                                                   Дело №А43-4423/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.С.,

судей Насоновой Н.А., Назаровой  Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России на решение Арбитражного суда Нижегородской области  от 16.09.2014 по делу № А43-4423/2014, принятое судьёй Чугуновой Е.В., по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» (ИНН 5260049310,ОГРН 1025203041820) к Управлению Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России (ИНН 5262043120, ОГРН 1025203765278), о взыскании 428 505руб.,

При   участии в судебном заседании:

от ответчика  (заявителя) - Управления Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России  - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом  (уведомление № 66667) ;

от истца - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» - Коннова И.С. по доверенности  от 08.09.2014 (сроком действия 1 год).

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» (далее – ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России (далее - Управление) о взыскании 421 600 руб. задолженности за оказанные услуги по договору от 01.03.2012 № 6.

Исковые требования основаны на статьях 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных истцом услуг по договору от 01.03.2012 № 6.

Решением от 16.09.2014 иск удовлетворен: с Управления в пользу ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» взысканы 421 600 руб. долга, 11 432 руб. расходов по государственной пошлине.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права, освободить от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 и подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указал, что взыскание с Управления 421 600 руб. задолженности за оказанные медицинские услуги противоречит нормам действующего законодательства.

Дело рассматривается на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом уведомленного месте и времени судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.03.2012 между Управлением (заказчиком) и ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» (исполнителем) заключен договор об оказании медицинской помощи военнослужащим внутренних войск МВД России Учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения № 6, в соответствии с которым исполнитель обязался оказывать медицинскую помощь и иные медицинские услуги военнослужащим Управления регионального командования, войсковых частей 3671, 7408, 5578, 3274, 3424, 3450, 3451, 3452, 3796 Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России, а заказчик в свою очередь обязался оплачивать оказанные услуги.

Направлениями от 07.05.13 №67, от 03.06.13 №37 Управление направило военнослужащих в ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» в связи с необходимостью оказания медицинских услуг.

Оказав медицинские услуги, истец направил ответчику акт от 02.09.13 на сумму 206 300 руб. за услуги, оказанные в период с 13.05.2013 по 29.08.2013, и акт от 07.10.2013 на сумму 215 300 руб. за услуги, оказанные в период с 04.06.2013 по 25.09.2013, а также счета № ННД00072 от 02.09.2012, №  ННД00/01 от 07.10.2013 и счета-фактуры за теми же номерами и датами.

Претензиями от 17.10.13 №01-8/а37, от 06.02.14 истец просил ответчика произвести оплату оказанных услуг по указанным документам.  Указанные претензии оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения.

Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Разрешая исковые требования ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер», суд первой инстанции квалифицировал правоотношения сторон как возмездное оказание услуг и применил при разрешении спора нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах возмездного оказания услуг.

Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу части 1 статьи 781 Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Факты оказания услуг и неоплаты последних подтверждены материалами дела, в том числе актами от 02.09.13, от 07.10.2013, счетами                      № ННД00072 от 02.09.2012, № ННД00/01 от 07.10.2013 и счетами-фактурами за теми же номерами и датами.

Полно и всесторонне исследовав представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно удовлетворил исковые требования  в сумме 421 600 руб.

Довод Управления о том, что требование о взыскании задолженности за оказанные услуги не подлежит оплате на основании договора № 6 от 01.03.12, так как истец обязался проводить лечение туберкулеза в рамках целевых программ за счет средств регионального бюджета, правомерно отклонен судом по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец в рамках спорного договора обязался оказывать специализированную медицинскую помощь военнослужащим ответчика  и оказал ответчику услуги на общую сумму 421 600 руб. (акт от 02.09.13, акт от 07.10.13).

Из реестров на оплату медицинских услуг следует, что истцом были оказаны услуги по лечению больных легочным туберкулезом.

Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 01.12.04 №715 туберкулез включен в перечень социально значимых заболеваний.

В соответствии со статьей 41 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 №5487-1 гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.

Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с настоящими Основами законодательства является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 25 Основ установлено, что порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

На основании указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №911 утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.

Пунктом 2 названных правил утвержден договорный порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и пр.

В пункте 4 указано, что взаиморасчеты за оказание скорой медицинской помощи не производятся. Скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания). Проведение взаиморасчетов осуществляется с момента, когда устранена непосредственная угроза жизни больного, здоровью окружающих и возможна транспортировка больного.

Кроме того, согласно пункту 2 Приказа МВД РФ №272, Минздрава Российской Федерации №136 от 06.05.1997 "Об утверждении инструкции о порядке проведения финансовых расчетов за медицинскую помощь, оказанную военнослужащим внутренних войск МВД России учреждениями здравоохранения" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. №1093 военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, все виды медицинской помощи, включая  отпуск лекарств, оказываются в военно-медицинских учреждениях бесплатно. При отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях - беспрепятственно и бесплатно в учреждениях здравоохранения.

Затраты, связанные с оказанием военнослужащим медицинской помощи, компенсируются учреждениям здравоохранения за счет средств сметы внутренних войск МВД России по действующим тарифам для данного учреждения здравоохранения на момент оказания военнослужащему медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 5 приведенного приказа финансовые расчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим внутренних войск МВД России учреждениями здравоохранения производятся в соответствии с договорами, заключенными командующим войсками соответствующего округа внутренних войск МВД России (командиром воинской части), с руководителем территориального округа управления здравоохранением или  учреждениями здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 6 особо отмечено, что в случаях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, роды и другие состояния и заболевания, угрожающие жизни больного и здоровью окружающих), медицинская помощь оказывается военнослужащим беспрепятственно всеми лечебными учреждениями здравоохранения. Взаиморасчеты при этом не производятся, оплата за оказанную скорую медицинскую помощь и стационарные виды помощи по экстренным показаниям осуществляется за счет средств государственной, муниципальной систем здравоохранения в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. N 1499-1. С момента, когда  устранена непосредственная угроза жизни больного и здоровью окружающих и возможна его транспортировка, за медицинскую помощь производятся финансовые расчеты как за плановую в соответствии с пунктом 2 Инструкции.

Ответчик не привел доказательств  наличия каких-либо региональных целевых программ, в которых среди получателей бюджетных средств на указанные  ответчиком цели значился бы истец, как не привел доказательств оказания услуг за рамками заключенного договора.

Довод заявителя жалобы о неправомерности взыскания с него государственной пошлины, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, несостоятелен и отклоняется апелляционным судом.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А43-13385/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также