Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу n А79-8829/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                      

25 декабря 2014 года                                                     Дело № А79-8829/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  22.12.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено   25.12.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Смирновой И.А., Рубис Е.А., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,  

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» 

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 08.10.2014

по делу № А79-8829/2013,

принятое судьей Новожениной О.А.

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от 01.10.2013 № 854-р,

при участии в судебном заседании представителей:

Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики – Семеновой Н.Ю. по доверенности от 29.08.2014 № 273 сроком действия до 31.12.2014,

и установил:

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (далее – Сельскохозяйственная академия, образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее – Министерство, уполномоченный орган) от 01.10.2013 № 854-р. Одновременно заявитель просил суд обязать Министерство устранить допущенное нарушение прав.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики дополнительного  образования  детей  «Специализированная  детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 5 имени В.Н.Кочкова» Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики (далее – Спортивная школа, школа олимпийского резерва № 5).

Определением от 17.01.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии приостанавливал производство по делу до принятия и вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу №А79-9507/2013.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.10.2014 производство по делу было возобновлено.

Решением от 08.10.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии отказал Сельскохозяйственной академии в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым решением, ФГБУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Образовательное учреждение настаивает на том, что оспариваемое распоряжение  нарушает его права и законные интересы и создает препятствия в осуществлении образовательной, научной и иной деятельности Сельскохозяйственной академии.

В отзыве на апелляционную жалобу Минимущества и земресурсов ЧР выражает несогласие с мнением заявителя, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

  Сельскохозяйственной академии, Школа олимпийского резерва № 5, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,  представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что во исполнение распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 № 345-р ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» на основании договора от 30.09.2011 № 325 переданы в безвозмездное пользование помещение № 4 общей площадью 1929,8 кв.м; учебный корпус № 3 (блок Б) общей площадью 2113,4 кв.м; помещение № 3 общей площадью 828,2 кв.м, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, переулок Ягодный, д. 2.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2012 № 644-р признано утратившим силу распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 № 345-р.

В целях организации образовательной деятельности на основании распоряжения от 08.02.2013 № 80-р Минимущества и земресурсов ЧР предоставило Сельскохозяйственной академии на праве аренды нежилое помещение № 4 общей площадью 1929,8 кв.м; расположенное по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, переулок Ягодный, д. 2; срок - до 01.08.2013.

Письмом от 28.06.2013 № 05/05-7513 Минимущества и земресурсов ЧР уведомило Сельскохозяйственную академию о предстоящем окончании срока действия договора аренды с одновременным предложением до 15.07.2013 оформить заявку на аренду государственного имущества на новый срок.

Письмом от 03.07.2013 № 02-30/152 ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» просило перезаключить договор на договор аренды имущества, находящегося в собственности Чувашской Республики, сроком с 09.08.2013 по 30.06.2013.

Однако Министерство не издало соответствующее распоряжение и не уведомило образовательное учреждение о каком-либо принятом решении.

Письмом от 04.10.2013 № 05/05-11662 Минимущества и земресурсов ЧР сообщило Сельскохозяйственной академии о том, что распоряжением от 01.10.2013 № 850-р нежилое помещение № 4 общей площадью 1929,8 кв.м передано в оперативное управление БОУ дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 5 имени В.Н. Кочкова», сообщив при этом, что 16.09.2013 проект договора аренды рассматриваемого объекта недвижимости направлен на электронный адрес ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия».

Посчитав, что распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от 01.10.2013 № 850-р не соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административным регламентам и нарушает его права и законные интересы, образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 209, 299, 617  Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что избранный заявителем способ защиты нарушенного права не приводит к его восстановлению.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с часть 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику.

Согласно части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Оперативное управление является вещным правом, тогда как право аренды - обязательственным.

Из вышеприведенных правоположений следует, что, передав нежилое помещение № 4 общей площадью 1929,8 кв.м., расположенное по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, переулок Ягодный, д. 2, в оперативное управление БОУ дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 5 имени В.Н. Кочкова», Министерство в рамках своей компетенции распорядилось имуществом, находящимся в собственности Чувашской Республики.

Согласно положениям статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

В соответствии с пунктом 24 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество является основанием для изменения договора аренды в части сведений об арендодателе.

Таким образом, действующее законодательство не исключает возможности передачи в оперативное управление имущества, обремененного правами третьих лиц на основании договора аренды.

Кроме того, распоряжение Министерства от 01.10.2013 № 850-р исполнено, право оперативного управления спортивной школы олимпийского резерва № 5 зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено документально (свидетельство о государственной регистрации права серии 21 АБ 001429, том 1 л.д.83).

Согласно статье 4 Федерального закона от 15.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Статья 2 данного Закона закрепляет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу n А11-12250/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также