Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу n А79-2896/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017 http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Владимир 11 февраля 2015 года Дело №А79-2896/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2015. В полном объеме постановление изготовлено 11.02.2015. Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.07.2014 по делу №А79-2896/2014, принятое судьей Борисовым Д.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилкомцентр» (ОГРН 1082135000705, ИНН 2116498389, Чувашская Республика, п. Кугеси) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Чувашской Республике от 31.12.2013 №08-15/26. В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Чувашской Республике – Григорьева О.А. по доверенности от 03.02.2015 №03-1-19/00514, общества с ограниченной ответственностью «Жилкомцентр» – Константинова А.А. по доверенности от 28.10.2014 (т. 6, л.д. 42). Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее. На основании решения заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Чувашской Республике (далее – Инспекция, налоговый орган, заявитель) от 27.06.2013 №08-15/11 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью «Жилкомцентр» (далее – ООО «Жилкомцентр», Общество, налогоплательщик) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе по налогу на прибыль за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. По результатам указанной проверки 20.11.2013 составлен акт №08-15/20дсп. Рассмотрев акт выездной налоговой проверки, возражения налогоплательщика и иные материалы налоговой проверки, заместитель начальника Инспекции вынес решение от 31.12.2013 №08-15/26, которым Общество привлечено в том числе к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ (далее – НК РФ, Кодекс) за неполную уплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в сумме 5728 руб. 46 коп. Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в сумме 286 423 руб. и пени в сумме 56 074 руб. 60 коп. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 26.03.2014 №67, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции утверждено. Общество, не согласившись с решением налогового органа в части пунктов 1.1 и 1.3, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции в указанной части. Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии решением от 30.07.2014 (с учетом определения от 31.07.2014 об исправлении опечатки) заявленные Обществом требования частично удовлетворил, обжалуемое решение Инспекции признал недействительным в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в сумме 5 671 руб. 18 коп., предложения уплатить налог на прибыль организаций в сумме 286 177 руб. и соответствующие пени в сумме 56 026 руб. 44 коп. Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и принять по делу новый судебный акт. Инспекция считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. По мнению Инспекции, неправомерным является признание судом права ООО «Жилкомцентр» на учет в составе расходов в целях налогообложения налогом на прибыль в 2010 году расходов ОАО «Жилкомцентр» на оплату электроэнергии в 2009 году. При этом налоговый орган указывает, что ООО «Жилкомцентр» не является правопреемником ОАО «Жилкомцентр». Инспекция считает ошибочным вывод суда о том, что ООО «Жилкомцентр» вправе уменьшить доход, учтенный по методу начисления в январе 2010 года, на произведенные в целях его получения расходы в сумме 1 088 503 руб. 74 коп. Инспекция отмечает, что нет оснований считать, что расходы на потребленную в расчетном периоде электроэнергию относятся к иным будущим периодам. Кроме того, по мнению налогового органа, ООО «Жилкомцентр» необоснованно отнесены во внереализационные расходы в 2010 году убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем периоде в размере 342 380 руб. В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию налогового органа. Общество, представив отзыв на апелляционную жалобу налогового органа, считает ее необоснованной, просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения. В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию налогоплательщика. Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего. Как следует из решения налогового органа, основанием для доначисления налогоплательщику налога на прибыль организаций за 2010 год в сумме 217 947 руб. послужил вывод о занижении налоговой базы на 1 089 733 руб. 06 коп., составляющих затраты по приобретению электроэнергии. По мнению заявителя, указанные расходы подлежали учету в составе расходов за 2009 год ( пункт 1.1 решения). Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО «Жилкомцентр» является управление эксплуатацией жилого фонда. В обязанности Общества как управляющей компании по заключенным с собственниками помещений договорам входит также заключение в их интересах договоров на снабжение коммунальными ресурсами и обеспечение потребителей коммунальными услугами. Собственники жилых помещений в рамках договоров управления производят оплату за коммунальные услуги исходя из показаний приборов учета и тарифов, установленных органами местного самоуправления. При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Материалами дела установлено, что Обществом заключен договор энергоснабжения от 01.01.2009 №29-01/2445-2434 с ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» (далее - гарантирующий поставщик) предметом которого является поставка гарантирующим поставщиком и покупка потребителем электроэнергии для собственных нужд и целей исполнения коммунальной услуги по электроснабжению. В период с февраля по декабрь 2009 года гарантирующий поставщик поставил Обществу электроэнергию на 7 370 293 руб. 16 коп. (в том числе НДС - 1 125 511 руб. 30 коп.), что не оспаривается заявителем. Инспекция установила, что в январе 2010 года Общество отнесло на расходы затраты в сумме 1 089 733 руб. 06 коп., составляющих разницу между предъявленной Обществу в течении 2009 года энергоснабжающей организацией суммой 7 096 142 руб. 39 коп. за поставку электроэнергии и начисленной налогоплательщиком как управляющей компанией стоимостью поставленной абонентам электроэнергии в сумме 6 006 409 руб. 33 коп., учтенные налогоплательщиком в составе расходов будущих периодов (счет 97) по состоянию на 01.01.2010. При формировании регистра по счету 97 «Расходы будущих периодов» налогоплательщиком учтены сведения о поступлении электроэнергии в адрес ОАО «Жилкомцентр» за январь 2009 года в сумме 851 360 руб. 53 коп. (без НДС) и поступление электроэнергии в феврале - декабре 2009 года в сумме 6 244 781 руб. 86 коп. (без НДС), всего в сумме 7 096 142 руб. 39 коп. Обществом учтена выручка, поступившая от абонентов в оплату отпущенной ОАО «Жилкомцентр» в январе 2009 года электроэнергии в сумме 420 678 руб. 71 коп., а также выручка налогоплательщика за отпущенную абонентам электроэнергию в феврале - декабре 2009 года в сумме 5 585 730 руб. 62 коп., всего - 6 006 409 руб. 33 коп. Разница между общей потребленной ООО «Жилкомцентр» совместно с ОАО «Жилкомцентр» электроэнергией в сумме 7 096 142 руб. 39 коп. и учтенной налогоплательщиком по методу начисления в 2009 году выручкой от абонентов в сумме 6 006 409 руб. 33 коп. составила по данным Общества расходы будущих периодов в сумме 1 089 733 руб. 06 коп. Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 №34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Вывод налогового органа о неправомерном отнесении налогоплательщиком в состав затрат, учитываемых при определении налоговой базы в 2010 году, расходов по приобретению электроэнергии у гарантирующего поставщика в 2009 году, обоснованно отклонен судом первой инстанции. Предоставление коммунальных услуг по электроснабжению осуществляется обществом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее - Правила), в сфере жилищно-коммунальных услуг общество признается исполнителем коммунальных услуг, приобретающим у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, в том числе электрическую энергию. Потребители оплачивают Обществу не фактически полученные каждым из них единицы энергоносителя, а оказанную Обществом услугу в целом. Для целей исчисления налога на прибыль у Общества доходами являются поступления от реализации коммунальных услуг. При этом реализованным признается потребленный населением объем коммунальных услуг по показаниям приборов учета либо нормативам потребления, а выручка от реализации коммунальных услуг определяется исходя из всех поступлений в счет их оплаты (статья 249 НК РФ). Пункт 1 статьи 248 НК устанавливает, что для целей исчисления налога на прибыль доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. Исходя из положений пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации для налогоплательщика указанными первичными документами, подтверждающими объем и стоимость реализованных населению коммунальных услуг по электроэнергии, являются ежемесячно выставляемые потребителям платежные документы. Указанные положения конкретизируется в пунктах 16, 19, 21 и 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 (далее – Правила №307), предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета. Вышеуказанные положения Правил №307 позволяют распределить на граждан-потребителей весь объем ресурса при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета и отдельных помещений этого дома индивидуальными приборами учета, и обеспечивают ежемесячное внесение гражданами-потребителями платы за коммунальные услуги, рассчитываемой исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует пункту 1 статьи 153, пункту 1 статьи 155, пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса. При этом, в силу пункта 24 Правил №307 отсутствие у управляющей организации показаний индивидуальных приборов учета объема потребленной абонентом в течение расчетного периода электроэнергии, не может являться основанием для автоматического и самостоятельного отражения управляющей организацией в платежном документе объема отпущенной электроэнергии и начисления потребителю платы исходя из нормативов потребления. Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль доходами ООО «Жилкомцентр» являются поступления в счет оплаты реализованных коммунальных услуг, реализованным признается потребленный населением объем коммунальных услуг, определяемый по показаниям приборов учета либо нормативам потребления. В связи с отсутствием у Общества первичных документов, подтверждающих объем потребленной потребителями электроэнергии исходя из показаний индивидуальных приборов учета (в том числе и декабре 2009 года) по состоянию на 31.12.2009 и невозможностью начисления платы за услуги электроэнергии исходя из установленных нормативов потребления, у Общества отсутствовала возможность признания в составе доходов 2009 года выручки от реализации соответствующего вида коммунальных услуг. Налоговый орган не отрицает, что выручка от реализации коммунальных услуг по электроснабжению населения учтена Обществом единовременно в последующих периодах, по мере получения показаний индивидуальных приборов учета об объемах потребленной электроэнергии в соответствии с Правилами №307. На основании статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статьи 318 - 320 Кодекса. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Согласно Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу n А11-11125/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|