Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу n А79-2896/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

11 февраля 2015  года                                                     Дело №А79-2896/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2015.

В полном объеме постановление изготовлено  11.02.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.07.2014 по делу                                 №А79-2896/2014, принятое судьей Борисовым Д.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилкомцентр» (ОГРН 1082135000705, ИНН 2116498389, Чувашская Республика, п. Кугеси) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Чувашской Республике от 31.12.2013 №08-15/26.

В судебном заседании приняли участие представители  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Чувашской Республике – Григорьева О.А. по доверенности от 03.02.2015 №03-1-19/00514, общества с ограниченной ответственностью «Жилкомцентр» – Константинова А.А. по доверенности от 28.10.2014 (т. 6, л.д. 42).

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании решения заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Чувашской Республике (далее – Инспекция, налоговый орган, заявитель) от 27.06.2013 №08-15/11 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью «Жилкомцентр» (далее – ООО «Жилкомцентр», Общество, налогоплательщик) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе по налогу на прибыль за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

По результатам указанной проверки 20.11.2013 составлен акт                         №08-15/20дсп.

Рассмотрев акт выездной налоговой проверки, возражения налогоплательщика  и иные материалы налоговой проверки, заместитель начальника Инспекции вынес решение от 31.12.2013 №08-15/26, которым Общество привлечено в том  числе к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ (далее – НК РФ, Кодекс) за неполную уплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в сумме 5728 руб. 46 коп.

Указанным  решением Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в сумме 286 423 руб. и  пени  в сумме                            56 074 руб. 60 коп.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 26.03.2014 №67, принятым  по  результатам рассмотрения  апелляционной  жалобы налогоплательщика,  решение Инспекции утверждено.

Общество,  не  согласившись с решением  налогового  органа в части пунктов 1.1 и 1.3, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции в указанной  части.

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии решением от 30.07.2014 (с учетом определения от 31.07.2014 об исправлении опечатки)  заявленные Обществом требования частично удовлетворил, обжалуемое решение  Инспекции признал недействительным в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в сумме 5 671 руб. 18 коп., предложения уплатить налог на прибыль организаций в сумме 286 177 руб. и соответствующие   пени  в сумме  56 026 руб. 44 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и принять по делу новый судебный акт.

Инспекция считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.

По мнению Инспекции, неправомерным является признание судом права ООО «Жилкомцентр» на учет в составе расходов в целях налогообложения налогом на прибыль в 2010 году расходов ОАО «Жилкомцентр» на  оплату электроэнергии в 2009 году.

При этом налоговый орган указывает, что ООО «Жилкомцентр» не является правопреемником ОАО «Жилкомцентр».

Инспекция считает ошибочным вывод суда о том, что ООО «Жилкомцентр» вправе уменьшить доход, учтенный по методу начисления в январе 2010 года, на произведенные в целях его получения расходы в сумме 1 088 503 руб. 74 коп.

Инспекция отмечает, что нет оснований считать, что расходы на потребленную в расчетном периоде электроэнергию относятся к иным будущим периодам.

Кроме того, по мнению налогового органа, ООО «Жилкомцентр» необоснованно отнесены во внереализационные расходы в 2010 году убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем периоде в размере         342 380 руб.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию налогового органа.

Общество, представив отзыв на  апелляционную жалобу налогового органа, считает  ее необоснованной, просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию налогоплательщика.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и  отзыве, заслушав в судебном заседании  представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим  оставлению без изменения с учетом следующего.

Как  следует  из  решения   налогового  органа, основанием  для   доначисления  налогоплательщику налога на прибыль организаций за 2010 год в сумме 217 947 руб. послужил  вывод о   занижении налоговой базы  на 1 089 733 руб. 06 коп., составляющих затраты по приобретению электроэнергии.  По  мнению заявителя, указанные  расходы подлежали учету в составе расходов за 2009 год ( пункт 1.1  решения).

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО «Жилкомцентр» является управление эксплуатацией жилого фонда. В обязанности Общества как управляющей компании по заключенным с собственниками помещений договорам входит также заключение в их интересах договоров на снабжение коммунальными ресурсами и обеспечение потребителей коммунальными услугами. Собственники жилых помещений в рамках договоров управления производят оплату за коммунальные услуги исходя из показаний приборов учета и тарифов, установленных органами местного самоуправления. При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Материалами  дела   установлено, что Обществом заключен договор энергоснабжения от 01.01.2009 №29-01/2445-2434 с ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» (далее -  гарантирующий  поставщик)  предметом которого  является поставка гарантирующим поставщиком и покупка потребителем электроэнергии для собственных нужд и целей исполнения коммунальной услуги по электроснабжению.

В период с февраля по декабрь 2009 года гарантирующий  поставщик поставил Обществу электроэнергию  на   7 370 293 руб. 16 коп. (в том числе НДС - 1 125 511 руб. 30 коп.), что не  оспаривается  заявителем.

Инспекция установила, что в январе 2010 года Общество отнесло на расходы затраты в сумме 1 089 733 руб. 06 коп., составляющих разницу между предъявленной Обществу в течении 2009 года энергоснабжающей организацией суммой 7 096 142 руб. 39 коп. за поставку электроэнергии и начисленной налогоплательщиком как управляющей компанией стоимостью поставленной абонентам электроэнергии в сумме 6 006 409 руб. 33 коп.,  учтенные  налогоплательщиком в составе расходов будущих периодов (счет 97) по состоянию на 01.01.2010.

При формировании регистра по счету 97 «Расходы будущих периодов» налогоплательщиком учтены сведения о поступлении электроэнергии в адрес ОАО «Жилкомцентр» за январь 2009 года в сумме 851 360 руб. 53 коп. (без НДС) и поступление электроэнергии в феврале - декабре 2009 года  в сумме 6 244 781 руб. 86 коп. (без НДС), всего в сумме 7 096 142 руб. 39 коп.

Обществом учтена выручка, поступившая от абонентов в оплату отпущенной ОАО «Жилкомцентр» в январе 2009 года электроэнергии в сумме 420 678 руб. 71 коп., а также выручка налогоплательщика за отпущенную  абонентам электроэнергию  в феврале - декабре 2009 года в сумме 5 585 730 руб. 62 коп., всего - 6 006 409 руб. 33 коп.

Разница между общей потребленной ООО «Жилкомцентр» совместно с ОАО «Жилкомцентр» электроэнергией в сумме 7 096 142 руб. 39 коп. и учтенной налогоплательщиком по методу начисления в 2009 году выручкой от абонентов в сумме 6 006 409 руб. 33 коп. составила по данным Общества расходы будущих периодов в сумме 1 089 733 руб. 06 коп.

Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 №34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Вывод налогового органа о неправомерном отнесении налогоплательщиком в  состав  затрат,  учитываемых  при определении налоговой базы  в 2010 году,  расходов по приобретению электроэнергии у гарантирующего поставщика в 2009 году,  обоснованно   отклонен  судом  первой  инстанции.

Предоставление коммунальных услуг по электроснабжению осуществляется обществом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее - Правила), в сфере жилищно-коммунальных услуг общество признается исполнителем коммунальных услуг, приобретающим у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, в том  числе электрическую энергию.

Потребители оплачивают Обществу не фактически полученные каждым из них единицы энергоносителя, а оказанную Обществом услугу в целом.

Для целей исчисления налога на прибыль у Общества доходами являются поступления от реализации коммунальных услуг. При  этом реализованным признается потребленный населением объем коммунальных услуг по показаниям приборов учета либо нормативам потребления, а выручка от реализации коммунальных услуг определяется исходя из всех поступлений в счет их оплаты (статья 249  НК РФ).

Пункт 1 статьи 248 НК устанавливает, что для целей исчисления налога на прибыль доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового  учета.

Исходя  из  положений  пункта  1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и  пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации для налогоплательщика указанными первичными документами, подтверждающими объем и стоимость реализованных населению коммунальных услуг по электроэнергии, являются ежемесячно выставляемые потребителям платежные документы.

Указанные положения конкретизируется в пунктах 16, 19, 21 и 22 Правил  предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 (далее – Правила №307),  предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета.

Вышеуказанные  положения Правил №307 позволяют распределить на граждан-потребителей весь объем ресурса при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета и отдельных помещений этого дома индивидуальными приборами учета, и обеспечивают ежемесячное внесение гражданами-потребителями платы за коммунальные услуги, рассчитываемой исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует пункту 1 статьи 153, пункту 1 статьи 155, пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса.

При этом,  в силу пункта  24 Правил №307  отсутствие у управляющей организации показаний индивидуальных приборов учета объема потребленной абонентом в течение расчетного периода электроэнергии, не может являться основанием для автоматического и самостоятельного отражения управляющей организацией в платежном документе объема отпущенной электроэнергии и начисления потребителю платы исходя из нормативов потребления.

Таким  образом, для целей исчисления налога на прибыль доходами ООО «Жилкомцентр» являются поступления в счет оплаты реализованных коммунальных услуг, реализованным признается потребленный населением объем коммунальных услуг, определяемый по показаниям приборов учета либо нормативам потребления.

В связи с отсутствием у Общества первичных документов, подтверждающих объем потребленной потребителями электроэнергии исходя из показаний индивидуальных приборов учета (в том  числе и декабре 2009 года) по состоянию на 31.12.2009 и  невозможностью начисления платы за услуги электроэнергии исходя из установленных нормативов потребления, у Общества отсутствовала возможность признания в составе доходов 2009 года выручки от реализации соответствующего вида коммунальных услуг.

Налоговый орган не отрицает, что выручка от реализации коммунальных услуг по электроснабжению населения учтена Обществом единовременно в последующих периодах, по мере получения показаний индивидуальных приборов учета об объемах потребленной электроэнергии в соответствии с Правилами  №307.

На основании статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статьи 318 - 320 Кодекса.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу n А11-11125/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также