Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 по делу n А38-4337/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

18 ноября 2015 года                                                        Дело № А38-4337/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 18.11.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.09.2015

по делу № А38-4337/2015,

принятое судьей Камаевой А.В. в порядке упрощенного производства

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис» (ОГРН 1021201050221, ИНН 1202004240, Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Медведево, ул. Кооперативная, д.5)

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 13.07.2015 по делу № 03-07/143-2015,

без участия лиц,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Управление, антимонопольный орган) от 13.07.2015 по делу                  № 03-07/143-2015 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 24.09.2015 Арбитражный суд Республики Марий Эл частично удовлетворил требование заявителя и изменил оспариваемое постановление в части назначения административного наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб.

Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.09.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации..

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании обращения Битель В.И. о нарушении порядка вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево Республики Марий Эл и приказа от 05.02.2014 № 28 Управление возбудило дело № 03-28/03-2014 по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Медведевское городское поселение» (далее – администрация) пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), администрацией, обществом с ограниченной ответственностью Медведевская Управляющая Компания «Экс-ЖилФонд» (далее - ООО МУК «ЭксЖилФонд») и Обществом пункта 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции. 

Решением Комиссии Управления от 14.11.2014 по указанному делу в действиях администрации признано нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ограничении доступа хозяйствующих субъектов и выбора хозяйствующих субъектов, которые предос­тавляют услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории част­ного сектора муниципального образования «Медведевское городское поселе­ние» (пункт 1), в действиях администрации, ООО МУК «ЭксЖилФонд», Общества - нарушение пункта 3 статьи 16 Закона о защи­те конкуренции, выразившееся в разделе товарного рынка услуг по сбору и вы­возу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования «Медведевское городское поселение» по территориальному прин­ципу (пункт 2), принято решение выдать администрации, ООО МУК «ЭксЖил-Фонд», Обществу обязательные для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3).

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, Управление 02.07.2015 составило в отношении него протокол об административном правонарушении № 03-07/143-2015, а постановлением от 13.07.2015 по делу № 03-07/143-2015 привлекло Общество к административной ответственности на основании данной нормы с назначением наказания в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Общество не согласилось с указанным постановлением Управления и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых то­варов либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Под конкуренци­ей понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоя­тельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возмож­ность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие усло­вия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 За­кона о защите конкуренции.

Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Медведевское городское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл от 03.02.2012 № 125 утверждено Положение о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Медведевское городское поселение» (далее - Положение о вывозе отходов), которое устанавливает порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.2).

Месторасположение контейнеров коллективного пользования определяется администрацией с соблюдением санитарных и иных норм, установленных действующим законодательством. Контейнер коллективного пользования должен быть установлен на специальной контейнерной площадке (пункт 2.8 Положения о вывозе отходов).

В силу пункта 3.1 Положения о вывозе отходов администрация организует сбор и вывоз отходов и мусора.

Комиссией Управления установлено, что деятельность по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево осуществляют две организации: ООО МУК «ЭксЖилФонд» и Общество, которые обслуживают многоквартирные жилые дома поселка Медведево.

Администрация является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами в пределах муниципального образования, в том числе с территории частного сектора (пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

29.02.2012 администрация направила письма в адрес ООО МУК «ЭксЖилФонд», Общества и ООО «Чистый город» о возможности заключения договора о вывозе бытовых отходов и мусора с жителями частного сектора поселка Медведево, в которых также указала, что граждане частного сектора выносят твердые бытовые отходы на контейнерные площадки, расположенные вблизи многоквартирных домов по причине плотной жилищной застройки.

В ответ на письмо от 29.02.2012 № 493 Общество сообщило администрации, что письмо принято к рассмотрению, работа по заключению договоров будет проведена в ближайшее время.

Постановлением администрации от 28.12.2012 № 247 «О закреплении специальных мест для размещения контейнерных площадок» установлены места расположения контейнерных площадок: ул. Кооперативная, д. 5, ул. Советская, д. 8, 45, ул. Мира, д. 2, 6, 22, ул. Медведево, д. 5, 13, 52, 84, ул. Терешковой, д. 9, 12, ул. Комсомольская, д. 32, ул. Мосолова (мини-зоопарк), ул. Полевая, д. 5, 9а, ул. Горького, д. 3, ул. Ленина, д. 16, ул. Коммунистическая, д. 22, ул. Медведево (около ИК-3), ул. Лермонтова, д. 8, ул. Ленина, д. 1а, ул. Чехова, д. 1, 9, 15, ул. Чавайна, ул. Некрасова, ул. Исупова.

В данном случае Управление установило, что администрация не исследовала состав хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево, а, напротив, последовательно своими действиями определила две организации - ООО МУК «ЭксЖилФонд» и Общество, обслуживающие многоквартирные жилые дома поселка Медведево, которые будут осуществлять вывоз твердых бытовых отходов.

Письма администрации приняты ООО МУК «ЭксЖилФонд» и Обществом к исполнению, в связи с чем ими стала осуществляться деятельность по вывозу отходов с территории частного сектора поселка Медведево.

При этом иные хозяйствующие субъекты были лишены возможности без соответствующих материальных и временных затрат осуществлять деятельность по вывозу отходов в том объеме и порядке, который предоставлен ООО МУК «ЭксЖилФонд» и Обществу, поскольку другие места сбора мусора для жителей частного сектора, чем контейнерные площадки многоквартирных домов, не установлены.

Таким образом, антимонопольный орган и суд пришли к правомерному выводу о наличии между администрацией и управляющими компаниями соглашения, которое носит антиконкурентный характер, поскольку привело к преимущественному положению конкретных хозяйствующих субъектов - ООО МУК «ЭксЖилФонд» и Общества при оказании услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора с территории частного сектора поселка Медведево.

В результате действий администрации указанные управляющие организации получили возможность осуществлять деятельность на рассматриваемом товарном рынке с использованием контейнерных площадок в условиях ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

В свою очередь антиконкурентное соглашение между администрацией и управляющими компаниями привело к разделу рынка оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора в зависимости от места расположения контейнерных площадок многоквартирных жилых домов, которые обслуживаются ООО МУК «ЭксЖилФонд» или Обществом.

Так, разделение рынка услуг по вывозу твердых бытовых отходов по территориальному признаку и распределение отдельных улиц частного сектора за определенной организацией, оказывающей услуги по вывозу твердых бытовых отходов, создало необоснованное препятствие деятельности иным лицам, осуществляющим аналогичный вид деятельности, в том числе препятствие в виде доступа на рынок услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселения, что ограничило выбор хозяйствующих субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.

Кроме того, суд установил, что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной. Ее стоимость устанавливается организацией любой организационно-правовой формы, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с заказчиком.

Вместе с тем установление ООО МУК «ЭксЖилФонд» и Обществом различной стоимости услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для граждан, проживающих в частных жилых домах поселка Медведево, ущемило права последних.

С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу о доказанности антимонопольным органом факта наличия антиконкурентного соглашения между органом местного самоуправления и Обществом, которое привело к разделу товарного рынка вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево по территориальному принципу и по составу продавцов.

Решение Управления 14.11.2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-28/03-2014 вступило в законную силу, в связи с чем имеет доказательственное значение.

Таким, образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу n А43-7185/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также