Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 по делу n А43-17152/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«19» января 2016 года                                                  Дело № А43-17152/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2016.

Постановление в полном объеме изготовлено 19.01.2016.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел апелляционную жалобу Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области

на решение  Арбитражного суда Нижегородской области от 07.09.2015 по делу № А43-17152/2015, принятое судьей Леоновым А.В., в порядке упрощенного производства

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арина-Бисквит» (ИНН 5257081339, ОГРН 1065257052772) о признании незаконным и отмене постановления Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области от 02.07.2015 № 000309.

В судебном заседании принял участие представитель Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области – Шигаров А.В. по доверенности от 12.01.2016 № 303-06-8/16.                                   

Общество с ограниченной ответственностью «Арина-Бисквит» -  надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.          

Изучив материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области (далее – Министерство) проведена проверка представленных обществом с ограниченной ответственностью «Арина-Бисквит» (далее по тексту – Общество) деклараций об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции   за 1 квартал 2015 года.

По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.06.2015 № 000335.

Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, 02.07.2015 заместитель руководителя Министерства принял постановление № 303-06-02/10-309  о назначении Обществу административного наказания по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Решением от 07.09.2015 заявленное требование удовлетворено.

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области реорганизовано в Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, являющееся его правопреемником.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области указывает, что факт несвоевременного представления декларации №11, 12 за 1 квартал 2015 года и искажение сведений доказан материалами дела и подтвержден Обществом.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту - Закон № 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правила предоставления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815 (далее по тексту – Правила). Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, утвержден пунктом 1 названных Правил.

Согласно пункту 20 названных Правил, при обнаружении организацией в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).

В ходе проверки Министерством установлен факт несвоевременного представления Обществом декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) по форме согласно приложению №11 (далее по тексту - декларация № 11), декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению № (далее - декларация № 12) в электронном виде к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 (далее по тексту - Правила), а также факт искажения сведений в представленных декларациях.

Данное обстоятельство подтверждается распечаткой из информационной системы Нижегородской области по приему розничных деклараций и таблицей расхождений с контрагентами.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.

Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа, о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 10 и 24 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или его законного представителя, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 16.06.2015 составлен в отсутствие законного представителя Общества. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства пояснил, что для составления протокола явилась  представитель Общества Шарова А.А., которая не была допущена к составлению протокола, поскольку представленная доверенность имела общий характер. Наличие в материалах административного дела доверенности №2 от 01.01.2015 на Шарову А.А., а также отсутствие в протоколе  подписей Шаровой А.А., о том, что она ознакомлена с процессуальными правами и обязанностями предусмотренными статьями 24.2, 25.1, 25.2, 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, подтверждают факт недопуска защитника Общества к составлению протокола.

С учетом изложенного, административным органом не соблюдена процедура привлечения Общества к административной ответственности.

Несоблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении влечёт невозможность наложения административного взыскания независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

 

решение  Арбитражного суда Нижегородской области от 07.09.2015 по делу № А43-17152/2015  оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области  оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Т.В. Москвичева

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 по делу n А39-51/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также