Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу n А68-7658/11. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1, [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Тула                                                                                      Дело № А68-7658/11

02 февраля 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января  2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  02 февраля 2012 года.

 

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего     Стахановой В.Н.,

судей                                     Игнашиной Г.Д, Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Алексинская тепло-энерго компания»

на решение Арбитражного суда Тульской области

от 07.12.2011 по делу № А68-7658/11 (судья Андреева Е. В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алексинская тепло-энерго компания» (301361, Тульская область, Алексинский район,                   г. Алексин, ул. Пахомова, д. 16 а, ОГРН 1077146002724)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (300012, г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2, ОГРН 1027100748950),

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Магазин № 18» (301367, Тульская область, г. Алексин, ул. Болотова, д. 8),

о признании незаконными пунктов 3, 4, 5 решения от 15.07.2011, предписания от 15.07.2011,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Алексинская тепло-энерго компания» - Алексеева В.И., доверенность от 20.01.2012, паспорт; Дружкина Р.А., доверенность от 20.01.2012, паспорт;                        Томаевой И.Ю., доверенность от 16.01.2012, паспорт;

от ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области - Чернова В.Н., ведущего специалиста-эксперта, доверенность от 04.10.2011 № 196, удостоверение;

от третьего лица: общество с ограниченной ответственностью                          «Магазин № 18» - Яковлева В.Л., доверенность от 29.11.2011, паспорт; Аксенова О.В., доверенность от 29.11.2011, паспорт;

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Алексинская тепло-энерго компания» (далее - ООО «АТЭК», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - УФАС по Тульской области, Управление, ответчик) о признании незаконными пунктов 3, 4, 5 решения и предписания Управления от 15.07.2011.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, ООО «АТЭК» обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, 19.04.2011 в УФАС по Тульской области обратилось ООО «Магазин № 18» с заявлением о злоупотреблении ООО «АТЭК» своим доминирующим положением, выразившимся в бездействии по формированию и выдаче акта допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.

В результате рассмотрения заявления ООО «Магазин № 18» и анализа представленных ООО «АТЭК» документов, комиссия УФАС по Тульской области приняла решение от 15.07.2011, которым ООО «АТЭК» признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии в географических границах территориального расположения принадлежащих ему тепловых сетей и его доля на рынке - 100%, а также Общество признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон                  № 135-ФЗ) путем бездействия по оформлению и выдаче акта допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию, что повлекло ущемление интересов ООО «Магазин № 18».

Кроме того, решением комиссии УФАС по Тульской области от 15.07.2011 предписано выдать ООО «АТЭК» предписания о прекращении нарушений ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ путем прекращения нарушения антимонопольного законодательства, а именно: совершения всех необходимых действий по выдаче ООО «Магазин № 18» надлежащим образом оформленного акта допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.

Управлением в отношении ООО «АТЭК» выдано предписание от 15.07.2011, согласно которому в месячный срок со дня получения предписания прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ, а именно: совершить все необходимые действия по выдаче ООО «Магазин № 18» надлежащим образом оформленного акта допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.

ООО «АТЭК» не согласилось с принятыми антимонопольным органом решением и предписанием, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявление о признании незаконными пунктов 3, 4, 5 решения Управления от 15.07.2011 и предписания от 15.07.2011.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 135-ФЗ целью данного закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

По смыслу данной правовой нормы, злоупотребление доминирующим положением будет заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов                (ст. 5 Закона № 135-ФЗ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона № 135-ФЗ, и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, при квалификации действий хозяйствующего субъекта по данному составу правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В данном случае судом установлено, что ООО «АТЭК» признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии в географических границах территориального расположения принадлежащих ему тепловых сетей и его доля на рынке составляет 100 процентов.

Отношения в области энергоснабжения урегулированы Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ст. 13 названного Закона собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны до 11 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Следовательно, к спорным отношениям сторон применимы Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.95 № Вк-4936 (далее - Правила), требования которых распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя (пункт 1.1 Правил).

Как следует из пункта 1.3 Правил,  расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Согласно  разделу  "Термины и определения" названных Правил узел учета - это комплект приборов и устройств, обеспечивающий учет тепловой энергии, массы (или объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров.

Допуск в эксплуатацию узла учета - это процедура, определяющая готовность узла учета тепловой энергии к эксплуатации, и завершающаяся подписанием акта установленного образца.

Порядок допуска узла учета тепловой энергии у потребителя определен в разделе 7 названных Правил.

Пунктом 7.1 названных Правил предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт ( приложение 4). Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.

Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

- принципиальную схему теплового пункта;

- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;

- паспорта на приборы узла учета;

- документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;

- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);

- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80        (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);

- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

Согласно пункту 7.2 Правил при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены: соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах; соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров; качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации; наличие пломб.  

В силу пункта 7.3 Правил в случае выявления несоответствия требованиям Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.

При допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта  представитель энергоснабжающей организации в соответствии с пунктом 7.4 Правил пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.

Вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем (п. 7.6 Правил).

Форма акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя установлена Приложением № 4 к Правилам, в котором указывается результат проведения технического осмотра и проверки комплектности необходимой технической документации,

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу n А09-3643/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также