Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 по делу n А23-4317/10Г-17-177. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

20 марта 2012 года

Дело № А23-4317/10Г-17-177

Резолютивная часть постановления объявлена  15 марта 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  20 марта 2012 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего                       Можеевой Е.И.,

судей                                                       Капустиной Л.А.,

                                                             Рыжовой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Яценко С.А.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Управления городского хозяйства города Калуги к закрытому акционерному обществу «Управляющая компания многоквартирными жилыми домами Октябрьского  округа», с участием третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета иска - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, о взыскании 5 624 141 руб.,

при участии:

от лиц, участвующих в деле:

не явились, извещены надлежащим образом,

 

установил:

 

Управление городского хозяйства города Калуги обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к закрытому акционерному обществу «Управляющая компания многоквартирными жилыми домами Октябрьского округа» о взыскании в качестве неосновательного обогащения 3 880 465 руб.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение в сумме 5 624 141 руб. 32 коп. Уточнение принято судом.

Решением    Арбитражного   суда Калужской области от 10 октября 2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО «Управляющая компания многоквартирными жилыми домами Октябрьского округа» обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда от 10.10.2011 отменить в мотивировочной части.

Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 суд перешел к рассмотрению дела № А23-4317/10Г-17-177 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек Государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Судом ходатайство удовлетворено.

Руководствуясь ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления и отзыва на него, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

В силу пункта 29 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции, с указанием обстоятельств, послуживших основанием для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьей 170 Кодекса.

В ходе судебного разбирательства апелляционный суд установил, что предметом иска Управления городского хозяйства города Калуги к ЗАО «Управляющая компания многоквартирными жилыми домами Октябрьского округа» является взыскание неосновательного обогащения в виде незаконно использованных денежных средств, перечисленных истцом ответчику по соглашению № 01/02-97 от 22.05.2008.

В свою очередь перечисленные ответчику денежные средства являются субсидией предоставленной на проведение капитального ремонта многоквартирных домов для реализации постановления городского головы городского округа «Город Калуга» от 06.02.2008 № 25-п и Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» в целях настоящего Федерального закона создается государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Указанные субсидии формируются в том числе из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Исходя из этого, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Калужской области от 10.10.2011 по делу № А23-4317/10Г-17-177 затрагивает права и обязанности государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Однако к участию в деле данное лицо не привлечено.

Рассмотрев дело в отсутствие указанного лица, суд лишил его возможности участвовать в судебном заседании и реально защищать свои права и законные интересы, в результате чего были допущены нарушения таких принципов арбитражного процесса, как обеспечение равной судебной защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле, равноправие сторон, состязательность.

В соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Калужской области от 10.10.2011 подлежит отмене, а дело – рассмотрению по существу.

Исследовав материалы дела, оценив доводы искового заявления с учетом уточнения, отзывов на него, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

Согласно   положениям   статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» получателями средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют средства бюджета между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Получателями средств Фонда могут быть непосредственно муниципальные образования в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение об определении муниципальных образований в качестве получателей средств.

Пунктом 4 указанной правовой нормы предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 14 дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ Правительством Калужской области утверждена региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год (постановление от 19.02.2008 № 43).

В целях реализации указанной программы постановлением Правительства Калужской области № 165 от 18.04.2008 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калужской области на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (уполномоченный орган) и Городской Управой города Калуги (получатель)  21.04.2008  заключено соглашение № 64-08/01 о предоставлении субсидии и взаимодействии по реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и постановления Правительства Калужской области от 19.02.2008 № 43 за счет средств, поступивших от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется перечислить средства областного бюджета, полученные за счет средств Фонда, в объеме 199500009 руб., а получатель обязуется выделить средства местного бюджета на долевое финансирование капитального ремонта в рамках реализации региональной программы в объеме 93796094 руб. и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных частями 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ.

Согласно пункту 3.4 соглашения в случае нецелевого использования средств получатель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением городского головы городского округа «Город Калуга» № 104-п от 16.06.2008 утверждено Положение о предоставлении товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Пунктами 4.5 и 4.6 Положения предусмотрено, что контроль за целевым и эффективным использованием субсидий осуществляет уполномоченный орган и в случае нецелевого использования средств получатель субсидии несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 Между Управлением городского хозяйства города Калуги (управление) и ЗАО «Управляющая компания многоквартирными жилыми   домами   Октябрьского округа» (получатель)  22.05.2008 заключено соглашение № 01/02-97 о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов для реализации постановления городского головы городского округа «Город Калуга» от 06.02.2008 № 25-п «Об утверждении муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год для реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ», по условиям которого управление обязуется перечислить получателю субсидию в размере 69133106 руб. на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, указанных в приложении № 1 к настоящему соглашению, а получатель -обеспечить   выполнение   в полном объеме работ, указанных в приложении № 1 (пункты 2.1, 2.3.2 соглашения).

Из пунктов 2.2.3 и 2.2.4 соглашения следует, что управление обязано осуществлять контроль целевого использования получателем субсидии, перечисленной в соответствии с условиями настоящего соглашения, требовать от получателя в любое время письменного отчета о ходе выполнения настоящего соглашения.

В свою очередь получатель обязан представлять управлению ежемесячно оперативную информацию в письменном виде о расходовании субсидии, направленной на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, и возвратить управлению остаток полученной субсидии в случае, если сумма за фактически выполненные работы, указанные в приложении № 1 к настоящему соглашению, меньше суммы, предусмотренной локально-сметным расчетом, в течение 3-х рабочих дней после окончательного расчета получателя с подрядной организацией (пункты 2.3.5, 2.3.7 соглашения).

Пунктом 3.4 соглашения определено, что в случае нецелевого использования субсидии получатель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Впоследствии сторонами заключено дополнительное соглашение от 26.12.2008 и согласована новая редакция приложения № 1.

Таким образом, полученные в рамках настоящего соглашения денежные средства должны быть использованы ЗАО «Управляющая компания многоквартирными жилыми   домами   Октябрьского округа» только по целевому назначению - проведение капитального ремонта многоквартирных домов, указанных в приложении к настоящему соглашению.

По платежным поручениям № 57874 и № 57875 от 16.06.2008 ответчику перечислена субсидия на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в размере 68 819 497 руб. 65 коп.

В результате проверки, проведенной контрольно-счетной палатой Калужской области, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных за 2008-2009 годы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, установлено завышение стоимости и ненадлежащее качество    выполненных     работ,    о  чем составлен акт от 03-11 февраля 2010 года.

Для установления фактического выполнения объема работ по капитальному ремонту многоквартирных домов судом по ходатайству истца проведена судебная экспертиза.

Как следует из заключения эксперта № 46 от 28.06.2011, стоимость ремонтных работ, выполненных без отступления от требований строительных нормам правил, – 5 980 954 руб., в частности по ремонту объектов составляет: ремонт фасада дома № 59 по ул. Ленина – 806002 руб.; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения дома № 136 по ул. Баррикад – 440 227 руб.; ремонт фасада дома № 34 по ул. К. Либкнехта – 255 281 руб.; ремонт крыши дома № 36 по ул. К. Либкнехта – 475 341 руб.; ремонт крыши дома № 38 по ул. К. Либкнехта – 435 459 руб.; ремонт фасада дома № 38   по   ул.  К. Либкнехта – 437 руб.; ремонт кровли дома № 48 по ул.   Грабцевское   шоссе – 121 121 руб.;   ремонт    крыши   дома    № 56 по ул.   Грабцевское    шоссе – 232 396 руб.; ремонт    фасада    дома    № 56 по ул. Грабцевское   шоссе – 21 021 руб.;  ремонт    кровли    дома     № 62    по ул. Грабцевское   шоссе – 206 636 руб.;    ремонт    фасада    дома    № 62 по ул. Грабцевское   шоссе – 34 679 руб.;    ремонт    фасада     дома    № 66 по ул. Грабцевское   шоссе – 26 761 руб.;   ремонт    кровли     дома     № 78 по ул. Грабцевское

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 по делу n А54-4464/2011. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также