Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2012 по делу n А62-6738/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1, [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

26 марта 2012 года

Дело №А62-6738/2011

Резолютивная часть постановления объявлена   22 марта 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме    26 марта 2012 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Стахановой В.Н.,

судей                                 Дорошковой А.Г., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни

на решение Арбитражного суда Смоленской области

от 31.01.2012 по делу № А62-6738/2011 (судья Алмаев Р.Н.), принятое

по заявлению Транспортного республиканского унитарного предприятия «Минское отделение Белорусской железной дороги» (211381, г. Орша,                     ул. Заслонова, д. 3а, УНП 300246499, ОКПО 10163928)

к Смоленской таможне (214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105,                      ОГРН 1026701425849)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 03.11.2011 № 10113000-577/2011,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Транспортного республиканского унитарного предприятия «Минское отделение Белорусской железной дороги» – Панченко Н.П.,  юрисконсульта, доверенность от 03.11.2011 № 71-25-18/244дю; Горбачева В.В., заместителя начальника станции Орша, доверенность от 03.01.2012                   № 71-25-18/7дю, паспорт;

от ответчика: Смоленской таможни – Плотавского И.И., старшего уполномоченного по ОВД отдела административных расследований, доверенность от 20.09.2011 № 04-53/78, удостоверение; Казаченковой В.В., главного государственного таможенного инспектора правового отдела, доверенность от 27.01.2012 № 04-53/5, удостоверение,

установил:

Транспортное республиканское унитарное предприятие «Минское отделение Белорусской железной дороги» (далее - УП «Минское отделение БЖД», Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня, таможенный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.11.2011 № 10113000-577/2011.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 31.01.2012 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением в части применения судом малозначительности, ссылаясь на нарушением судом первой инстанции норм материального права, Смоленская таможня обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 09.08.2011 на территорию Таможенного союза через железнодорожную станцию «Свислочь» Белорусской железной дороги прибыл железнодорожный вагон № 23499353 в составе поезда № 2010 (индекс 1367 069 1700), где находился товар - «кромочная лента».

Груз следовал по транзитной декларации РБ № 11216420/090811/0001215 в адрес ТОО «Фрее Стыле», г. Алматы, ул. Ратушного, 78, Казахстан. Отправителем товара является фирма - «Пфлейдэрэр Граево С.А.», г. Граево, Польша.

В тот же день при осмотре указанного вагона инспектором таможенного контроля выявлено наличие на вагоне средств идентификации - 6 пломб «ПКП Семянувка» (без нарушений), после чего проведена сверка соответствия сведений, указанных в графе 45 товарно-транспортной накладной № 005694. Данные пломбы были признаны в качестве средств таможенной идентификации при оформлении транзитной декларации                                            № 11216420/090811/0001215.

11.08.2011 указанный железнодорожный вагон прибыл с территории Республики Беларусь на ст. Смоленск - Сортировочный.

При осмотре указанного вагона приемщиками поездов Московской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») выявлено отсутствие средств таможенной идентификации - одной пломбы «ПКП Семянувка», принятых в качестве обеспечения таможенными органами Республики Беларусь, согласно записи в графе 45 накладной № 005694 и графе «D» транзитной декларации № 11216420/090811/0001215.

По данным обстоятельствам работниками ОАО «РЖД» составлен акт общей формы от 11.08.2011 № 17000-2-1/1564 о непринятии указанной платформы от УП «Минское отделение БЖД» (т. 1, л. 54).

Железнодорожный вагон № 23499353 помещен на 22-й путь парка «С» в зону таможенного контроля Новомосковского таможенного поста.

11.08.2011 в адрес УП «Минское отделение БЖД» станцией Смоленск -Сортировочный направлено оперативное донесение.

При проведении таможенного досмотра ОТО и ТК № 2 Новомосковского таможенного поста Смоленской таможни составлен акт таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств от 12.08.2011                                               № 101130901/120811/000334 (т. 1, л. 61-62), которым установлен факт отсутствия одной пломбы (на основном запорном устройстве справа по ходу поезда) с оттиском «ПКП Семянувка».

Письмом Минской региональной таможни от 18.08.2011 № 02-15/КД/3295 Смоленской таможне сообщалось, что нарушений или утраты средств идентификации при перемещении товара по транзитной декларации                         № 11216420/090811/0001215 в железнодорожном вагоне № 23499353 не имеется.

Определением Новомосковского таможенного поста Смоленской таможни от 19.08.2011 по факту отсутствия указанного средства идентификации возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1, л. 41-44).

Усмотрев в действиях УП «Минское отделение БЖД» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.11 КоАП РФ, Смоленская таможня составила протокол об административном правонарушении от 19.10.2011 № 10113000-577/2011                   (т. 1, л. 116-122).

По результатам рассмотрения материалов административного дела Смоленской таможней 03.11.2011 вынесено постановление                                          № 10113000-577/2011, которым УП «Минское отделение БЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным,                             УП «Минское отделение БЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 2.6 КоАП РФ предусмотрено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Согласно статье 16.11 КоАП РФ уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ, могут выступать как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны обеспечить сохранность средств идентификации: перевозчики, владельцы СВХ и прочие.

Согласно положениям статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее по тексту - ТК ТС) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

В силу положений статьи 21 ТК ТС в обязанности перевозчиков входит, в частности, соблюдение условий и выполнение требований, установленных настоящим Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

В соответствии с пунктом 1 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит -таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Согласно положениям статьи 109 ТК ТС товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии таможенного союза.

На основании пункта 6 статьи 216 ТК ТС обеспечение идентификации товаров, в соответствии со статьей 109 ТК ТС, является одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Согласно пункту 2 статьи 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись.

Таким образом, перевозчик обязан обеспечить сохранность средств идентификации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 224 ТК ТС за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, за исключением случая, указанного в пункте 1 данной статьи, перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение.

При перевозке международного груза в данном случае УП «Минское отделение БЖД» выступает в качестве транзитной железной дороги, т.е. является промежуточным технологическим звеном в перевозочном процессе от грузоотправителя до грузополучателя со станции отправления до станции назначения.

Особенности и специфика международного грузового сообщения предусмотрены Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 (далее - СМГС).

Это соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов и действует независимо от государственной принадлежности сторон договора перевозки (§ 1 статьи 2 СМГС).

Таким образом, СМГС подлежит применению для определения момента передачи груза, то есть решения вопроса о субъекте, являющемся перевозчиком, в период ответственности которого допущено повреждение или утрата средств идентификации.

В рассматриваемом случае до момента передачи груза перевозчиком является УП «Минское отделение БЖД», после передачи груза - ОАО «РЖД».

Между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики заключено Соглашение об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (Соглашение об особенностях применения отдельных норм СМГС).

Согласно пункту 23 Приложения № 5 Соглашения об особенностях применения отдельных норм СМГС моментом передачи грузов является факт подписания обеими сторонами передаточной ведомости или натурного листа, заменяющего передаточную ведомость.

Охрана принятых на передаточной станции сдающей Стороны грузов до момента перехода поезда через границу осуществляется с учетом конкретных условий в соответствии с двусторонним соглашением.

При выполнении операций сдачи и приема поездов раздельно на межгосударственных передаточных станциях соответственно сдающей и принимающей Сторон груз считается принятым принимающей Стороной, если она не даст оперативного донесения сдающей Стороне о неприеме груза в установленные двусторонним соглашением сроки.

В соответствии с пунктом 2 Регламента организации передачи грузовых вагонов, контейнеров и грузов по государственным стыкам Московской и Белорусской железных дорог (далее - Регламент) прием вагонов, контейнеров и грузов, проверка перевозочных документов и данных поездной передаточной ведомости при межмашинном обмене, внесение изменений, дополнений и согласование поездной передаточной ведомости должны осуществляться в течение 4-х часов с момента прибытия поезда на передаточную станцию принимающей Стороны.

В случае составления актов о технической или коммерческой неисправности, о несоответствиях в передаточной ведомости и т.д., о необходимости в связи с этим задержки, отцепки вагонов, контейнеров

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2012 по делу n А62-7952/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также