Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 по делу n А54-4767/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Староникитская ул., д. 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872) 36-32-71, факс (4872) 36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ Тула Дело № А54-4767/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2012 года В полном объеме постановление изготовлено17 июля 2012 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Заикиной Н.В., судей Рыжовой Е.В., Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Концевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (регистрационный номер 20АП-2976/2012) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.04.2012 по делу № А54-4767/2011 (судья Стрельникова И.А.), принятое по иску Общества с ограниченной ответственностью «Кораблинский каменный карьер» (село Княжное Кораблинского района Рязанской области, ОГРН 1026200664291, ИНН 6206001873) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), о внесении изменений в государственный кадастр в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:06:0103301:52, при отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания, установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Кораблинский каменный карьер» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – учреждение), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление Росреестра по Рязанской области) о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:06:0103301:152. Впоследствии истец уточнил заявленные исковые требования, просил суд обязать учреждение и Управление Росреестра по Рязанской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровый номером 62:06:0103301:152, заменив существующее значение его кадастровой стоимости, равное 58 563 837 руб. 06 коп., новым значением, равным 7 043 273 руб. с соответствующим пропорциональным изменением удельного показателя его кадастровой стоимости. Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.04.2012 исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:06:0103301:152, расположенного по адресу: Рязанская область, Кораблинский район, с. Княжное, примерно в 1500 м по направлению на северо-восток от ориентира с. Княжное, равной его рыночной стоимости 7 043 273 руб., и обязал учреждение внести в государственный кадастр недвижимости, кадастровую стоимость спорного земельного участка равную указанной рыночной стоимости. Не согласившись с принятым решением Управление Росреестра по Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указывает, что Управление Росреестра по Рязанской области не является органом кадастрового учета. В связи с этим апеллянт указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что Управление Росреестра по Рязанской области является надлежащим ответчиком по делу и именно оно должно возместить истцу судебные расходы необоснован. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество на основании договора купли-продажи земельного участка №122-07 от 18.12.2007 приобрело у муниципального образования - Кораблинский муниципальный район земельный участок с кадастровым номером 62:06:0103301:0002 площадью 259 672 кв. м. из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, находящийся по адресу: Рязанская область, Кораблинский район, с. Княжное, примерно в 1500 метрах по направлению на северо-восток от ориентира с. Княжное с разрешенным использованием: для осуществления производственной деятельности. Право собственности истца на данный участок было зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области, что подтверждается свидетельством 62МГ № 516105 от 28.01.2008. В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 01.08.2008 № 06c/08-2-394 кадастровая стоимость земельного участка составила 309 009 руб. 68 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 1,19 руб. за 1 кв. м. Кадастровый номер 62:06:0103301:0002 равнозначен кадастровому номеру 62:06:0103301:2. Постановлением Правительства Рязанской области от 06.10.2010 года № 241 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного - специального назначения на территории Рязанской области», вступившим в силу с 01.01.2011, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2009 в размере 69 740 109 руб. 04 коп. Удельный показатель кадастровой стоимости составил при этом 268, 57 руб. за 1 кв. м. 11.03.2011 общество приняло решение о преобразовании указанного земельного участка путем разделения на два самостоятельных земельных участка: площадью 41 614 кв. м., которому присвоен кадастровый номер 62:06:0103391:151 и площадью 218 058 кв. м., которому присвоен кадастровый номер 62:06:00103301:152. При определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:06:00103301:152 принят удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 62:06:0103301:2, определенный в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 06.10.2010 № 241 по состоянию на 01.01.2009 в размере 26857 руб. за 1 кв. м. Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка составила 58 563 837 руб. 06 коп. В целях определения достоверности кадастровой стоимости земельного участка общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости этих участков. Согласно отчету ООО Консультационно-аналитическая фирма «Спектр», рыночная стоимость земельного участка истца с кадастровым номером 62:06:00103301:152 составила 7 043 273 руб. (т. 1 л. д. 29 – 83). Ссылаясь на то, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в части определения кадастровой стоимости земельных участков и удельного показателя кадастровой стоимости многократно превышают рыночную стоимость земельных участков, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим иском. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям. Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна равняться его рыночной стоимости. С учетом того, что ответчики не оспорили рыночную стоимость, определенную на основании представленного отчета, суд области принял ее в качестве кадастровой стоимости земельного участка. Судебная коллегия согласна с указанными выводами суда по следующим основаниям. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 (далее – Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В силу пункта 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии. Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее – Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования. В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков. Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Арбитражным судом установлено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:06:00103301:152 принят удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 62:06:0103301:2, определенный в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 06.10.2010 № 241 по состоянию на 01.01.2009 в размере 268,57 рублей за 1 кв. м. Кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 58 563 837 руб. 06 коп. Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза. Согласно пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 по делу n А62-894/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|