Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу n А62-2046/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Староникитская ул., д. 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872) 36-32-71, факс (4872) 36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                           Дело №  А62-2046/2012

Резолютивная часть постановления объявлена   06.08.2012

Постановление изготовлено в полном объеме    07.08.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи  Капустиной Л.А.,  судей  Рыжовой Е.В.,  Тучковой О.Г.   при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Корнеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.05.2012  по делу  № А62-2046/2012 (судья Алмаев Р.Н.),  принятое по заявлению  индивидуального предпринимателя Коробанова Ильи Алексеевича             (ОГРИП 406673116000029, ИНН 673100040451) к департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526), в отсутствие лиц, участвующих в деле,  установил следующее.

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица,  Коробанов Илья Алексеевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области  к  департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент) о признании  незаконным отказа от 16.02.2012 № 2572/08 в обеспечении  процедуры выбора земельного участка по улице Тенишевой возле дома № 26,  предполагаемой площадью  700 кв. метров для размещения объекта капитального строительства – здания розничной торговли и обязании департамента направить в  администрацию города Смоленска заявление  обращение для обеспечения  процедуры выбора земельного участка по улице Тенишевой возле дома № 26,  предполагаемой площадью 700 кв. метров, для размещения объекта капитального строительства – здания розничной торговли (т.1, л. д. 4-7).

До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил признать незаконным отказ департамента от  16.02.2012 № 2572/08  в обеспечении процедуры выбора земельного участка по ул. Тенишевой возле дома № 26 предполагаемой площадью 607,5 кв. метров для размещения объекта капитального строительства - здания розничной торговли, и  обязать департамент в соответствии с пунктом 5.3 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области городе-герое Смоленске, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243, направить в администрацию города Смоленска заявление-обращение предпринимателя для обеспечения процедуры выбора земельного участка ул. Тенишевой возле дома № 26, предполагаемой площадью 607,5 кв. метров для размещения объекта капитального строительства - здания розничной торговли (л. д. 112-113). Судом уточнение принято.

Решением суда от  29.05.2012 заявленные требования удовлетворены (л. д. 120-129). Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств осуществления департаментом  мероприятий по выбору земельного участка, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта до принятия обжалуемого решения об отказе в предоставлении земельного участка. Суд отметил, что департаментом не была соблюдена процедура, предусмотренная положениями пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса  Российской Федерации и  разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243.

В апелляционной жалобе департамент просит решение отменить. Выражая несогласие с выводом суда о несоблюдении департаментом процедуры обеспечения выбора земельного участка, предусмотренной   разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243, указывает на  направление предпринимателю мотивированного отказа в тридцатидневный срок. Ссылается на  отсутствие  вариантов размещения объекта. Считает, что отказ   является законным и обоснованным, поскольку ответчику  поступили возражения жильцов многоквартирного дома № 61 по улице Кирова в городе Смоленске по формированию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом. Указывает на необоснованное отклонение ходатайства о привлечении в качестве третьих лиц ООО «Стандарт», ИП Лебедева А.С., ООО «Кудесник», Богданова И.Ю., Савченкову Т.П., которым департамент ранее отказал  в обеспечении процедуры выбора земельного участка и предварительном согласовании  места размещения объекта по причине  близкого расположения многоквартирного дома к испрашиваемому участку. Считает, что при наличии нескольких претендентов на спорный земельный участок для строительства  нежилого объекта  с предварительным согласованием места его размещения участок должен предоставляться  по результатам торгов.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не  подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела,  с целью обеспечения процедуры выбора земельного участка и его предварительного согласования предприниматель обратился в департамент с заявлением № 17119/з от 01.11.2011 по осуществлению выбора земельного участка площадью 700 кв. метров, расположенного  в городе Смоленске  по улице Тенишевой возле дома № 26, для размещения на нем объекта  капитального строительства -  здания  розничной торговли (т.1, л. д. 34-35).

Письмом № 18758/08 от 01.12.2011  (т.1, л. д. 13-14) департамент сообщил о невозможности осуществления выбора земельного участка по следующим обстоятельствам:

- земельный участок расположен около многоквартирного жилого дома № 61 по улице Кирова и  является земельной зоной (защитным экраном от проезжей части). Межевание земельного участка указанного жилого дома проводилось в 2007 году по существующим проездам и далее по периметру жилого дома с учетом противопожарных расстояний, но без учета норм отвода к многоквартирным многоэтажным жилым домам;  межевание земельных участков под многоквартирными жилыми домами должно производиться на основании проекта планировки данной территории, разработанной администрацией города Смоленска; размеры земельных участков в границах застроенных территорий должны быть установлены с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий;

- согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 года № 64, на территории дворов жилых зданий запрещается размещение  любых предприятий торговли и общественного питания,    производственных    объектов,    а    также    автостоянок    общественных организаций;  на земельном участке жилого здания должна быть предусмотрена организация придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением стоянок автотранспорта, зеленых насаждений;

-  по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта;

- в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком под домом в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме;

- собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, а также право на защиту своего владения;

- собственники помещений многоквартирного дома могут обратиться в суд для оспаривания предоставления третьим лицам земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома. (При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти).

-  от жильцов дома № 61 по улице Кирова неоднократно поступали заявления с возражениями против застройки данной территории и с просьбой пересмотреть границы земельного участка под их домом в соответствии с нормами законодательства;

- отсутствует технико-экономическое обоснование проекта строительства к заявлению об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании на нем места размещения объекта капитального строительства, предусмотренное  постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009     № 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске».

Впоследствии  заявитель повторно  обратился в департамент с заявлением                                    № 540/з от 19.01.2012 об осуществлении выбора земельного участка площадью 607,5 кв. метров, расположенного  в городе Смоленске  по улице Тенишевой возле дома № 26, для размещения на нем объекта  капитального строительства - здания  розничной торговли (т.1, л. д. 36).

При повторном обращении заявитель предоставил в департамент технико-экономическое обоснование предполагаемого к строительству объекта -  здания  розничной торговли,  выполненное ООО «Контэк».

Письмом № 22572/08от 16.02.2012 департамент указал  на невозможность осуществления  выбора земельного участка, поскольку ранее в письме  № 18758/08 от 01.12.2011  был дан ответ по существу указанного предпринимателем заявления (т. 1, л. д. 11).

Предприниматель полагая, что отказ департамента в осуществлении процедуры выбора земельного участка не соответствует положениям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, препятствует осуществлению заявителем установленных названными нормами прав, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий  (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта (статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации,  постановление  Президиума  Высшего Арбитражного Суда от 14.09.2010 № 4224/10).  

В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Законом Смоленской области от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу n А54-3981/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также