Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012 по делу n А54-3552/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Тула Дело № А54-3552/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2012 года. Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2012 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Дорошковой А.Г., Тиминской О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д , рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.06.2012 по делу № А54-3552/2012 (судья Картошкина Е.А.), принятое по иску МУП г. Рязани «Управление Рязанского троллейбуса», г. Рязань, (ОГРН: 1026200870850) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, третье лицо: Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области, Министерство социальной защиты населения Рязанской области, Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области, субъект Российской Федерации – Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области, о взыскании убытков в размере 606 654 895 руб. 30 коп., при участии от истца – Курбанова Р.С. (доверенность от 06.09.2012), Глущенко Н.А. (доверенность от 06.09.2012), от ответчика – Кондратьева И.А. (доверенность от 13.07.2011), установил следующее. Муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» г. Рязань, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области г. Рязань, о взыскании убытков в размере 60 654 895руб. 30коп. В порядке статьи 47 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации судом первой инстанции была произведена замена ненадлежащего ответчика – Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области на надлежащего – Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Рязанской области от 04 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В жалобе апеллянт ссылается на то, что Минфин РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. Податель жалобы указывает на отсутствие у истца убытков и недоказанности их размера, а также на то, что истцом не представлено доказательств того, что льготные билеты продавались льготным категориям граждан. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда, при этом исходит из следующего. Как следует из материалов дела, правильно установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, 25.11.2009 между Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области) (далее - Министерство транспорта Рязанской области) и МУП города Рязани «Троллейбусно-трамвайное управление» (в настоящее время МУП города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» (далее МУП – «УРТ») заключен договор № 128/02/1 об организации транспортного обслуживания населения и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации (л.д. 13-20, том 1). Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора Министерство транспорта Рязанской области (Заказчик) поручает и контролирует исполнение работ по перевозке граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, а МУП г. Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» (Перевозчик) осуществляет в пределах Рязанской области на маршрутах городского сообщения перевозку граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, на условиях, установленных договором. Заказчик обязуется возместить за счет средств областного бюджета в пределах выделенных денежных средств расходы, связанные с проездом на транспорте общего пользования граждан по месячным именным социальным талонам-билетам. Также договором определен порядок и условия проезда на транспорте общего пользования граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, порядок взаимодействия сторон договора, порядок осуществления документооборота по возмещению расходов Перевозчика, порядок и основания расчетов с Перевозчиком по компенсации его расходов по перевозке указанных категорий граждан. В соответствии с пунктами 2.11, 5.1, 5.2, 8.1 указанного договора целевые финансовые средства областного бюджета, предназначенные для компенсации расходов перевозчика от проезда льготной категории граждан, поступают заказчику – Министерству транспорта Рязанской области через Министерство финансов Рязанской области для расчетов с перевозчиками. Распределение суммы компенсации расходов от перевозки граждан по талонам-билетам в городском сообщении между перевозчиками в городе Рязани и других городах Рязанской области производится пропорционально их долевому участию в объеме транспортной работы, выполняемой в городе и измеряемой в место-километрах. Платежи перевозчику осуществляются Министерством транспорта Рязанской области безналичным расчетом на расчетный счет перевозчика пропорционально проданным талонам-билетам в городском и пригородном сообщении на основании акта выполненных работ. Срок действия договора установлен с 01.01.2010 по 31.12.2010. МУП «УРТ» во исполнение условий договора, постановления Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 «Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области» осуществляло в 2010 году перевозку инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих в силу закона право на меры социальной поддержки, по льготным ценам на месячные именные социальные талоны-билеты установленным названным постановлением. Разница между стоимостью проездного билета для обычных категорий граждан и стоимостью льготного проездного билета составляет плату, недополученную истцом с граждан в связи с предоставлением им льгот по оплате услуг по перевозке общественным транспортом. Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, сумма, которую МУП «УРТ» должно выплатить МУП «Рязанская автоколонна № 1310» на основании протокола распределения доходов составляет 1 940 008 руб. (графа 10 расчета) (л.д. 95, том 1). В счет компенсации расходов по перевозке льготной категории граждан истцом от Министерства транспорта Рязанской области получено 18 672 491руб. средств федерального бюджета (графа 6 расчета) (л.д. 95, том 1) (платежные поручения, л.д. 59-70, том 1). Расчет с истцом по компенсации расходов производился путем перечисления сумм пропорционально проданным месячным социальным талонам-билетам в городском сообщении в пределах выделенных бюджетных средств, что подтверждается ежемесячными расчетами (сводными ведомостями) компенсации расходов перевозчиков, осуществляющих перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, составленными Министерством транспорта Рязанской области (л.д. 71-82, том 1). Ссылаясь на то обстоятельство, что денежные средства, перечисленные истцу из бюджета в рамках указанного договора, не компенсировали всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 60 654 895 руб. 30 коп. Удовлетворяя заявленные исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Суд учел, что переданные из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации денежные средства на реализацию льгот по перевозке пассажиров не покрывают убытков предприятия; при определении расчетным методом размера понесенных расходов истец исходил из количества проданных социальных талонов-билетов, разницы в стоимости между обычными проездными билетами и социальными талонами-билетами, суммы поступлений из федерального бюджета на компенсацию расходов, суммы доходов, причитающихся ему от продажи социальных талонов-билетов от МУП «Рязанская автоколонна № 1310» пропорционально его доли в соответствии с протоколами распределения доходов между данными организациями, в пунктах продажи которых осуществлялась реализация социальных талонов-билетов на проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях, в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151. Предъявленные МУП г. Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» расходы являются реальным ущербом. Заявленный размер понесенных истцом убытков доказан истцом. При этом суд первой инстанции руководствовался установленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23. Проверив в порядке апелляционного производства применение норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Рязанской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правильными ввиду следующего. В статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация определена как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка, в том числе, инвалидам и пожилым гражданам, устанавливаются гарантии социальной защиты. Суд первой инстанции правомерно указал на то, что такие публично-правовые обязательства обеспечиваются предоставлением государством мер социальной поддержки. Установленное рядом федеральных законов право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив данное право, Российская Федерация приняла на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении определенной категории граждан. Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан на общественном транспорте. Вместе с тем указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Анализируя названный федеральный закон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение субъекту Российской Федерации на эти цели денежных средств в виде субвенций влечет обязанность доплаты разницы за счет средств Российской Федерации, и обоснованно сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 № 2992/09 и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 № 13837/10. В силу статей 3, 4 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», преамбулы и статьи 4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012 по делу n А68-3691/10. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|