Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу n А68-4987/12. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-47-49, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ Тула Дело № А68-4987/12 Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2012 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В., Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н., рассмотрев апелляционную жалобу Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение Арбитражного суда Тульской области от 10 августа 2012 года по делу № А68-4987/12 (судья Андреева Е.В.), принятое по заявлению ОАО «Щекиноазот» (пос. Первомайский, Щекинский район, Тульская область, ОГРН 1027100507015, ИНН 7118004789) к Московско-Окскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (г. Тула, ОГРН 1087746311047, ИНН 7702667310) о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2012 № 114 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, при участии от заявителя – Цыганова В.А. (доверенность от 10.07.2012 № 60), от ответчика – Филатова В.В. (доверенность от 03.02.2012 № 01-22/267), установил следующее. Открытое акционерное общество «Щекиноазот» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Московско-Окскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее – Управление, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2012 № 114 о привлечении ОАО «Щекиноазот» к административной ответственности по ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением Арбитражного суда Тульской области от 10 августа 2012 года заявленные Обществом требования удовлетворены. Не согласившись с судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы заявитель указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о нарушении Управлением требований статей 26.5, 27.8, 27.10 КоАП РФ. В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО « Щекиноазот» заявленные в апелляционной жалобе требования отклонило по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании 13.09.2012 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 20.09.2012. Как усматривается из материалов дела, 14.03.2012 в связи с телефонным обращением инспектора Комитета Тульской области по охоте и рыболовству об обнаружении погибшей рыбы Управление осуществило выезд на реку Деготня Щекинского района Тульской области. В ходе проведения обследования должностные лица административного органа обнаружили факт гибели водных биологических ресурсов: погибшую рыбу в районе н.п. Октябрьский Щекинского района Тульской области (в среднем, по 2-3 экземпляра на 1 погонный метр береговой линии); в месте впадения реки Деготня в реку Упа в 1,5 км ниже по течению реки от н.п. Октябрьский Щекинского района Тульской области (в среднем, по 2-3 экземплярам на 1 погонный метр береговой линии), в связи с чем Управление составило акт обследования от 14.03.2012. С целью установления причин гибели рыбы Управление произвело отбор проб погибшей рыбы, о чем составило акт отбора проб от 14.03.2012 № 1-12 (л. д. 66). По данному факту 14.03.2012 Управление возбудило дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (л. д. 31-32). Согласно результатам исследований (токсикологической экспертизы) от 22.03.2012 № 3997 гибель рыбы произошла вследствие асфиксии из-за высокой концентрации нитритов (л. д. 56). Определением от 12.04.2012 административный орган продлил срок административного расследования для установления причинно-следственной связи между повышенным уровнем содержания в воде реки Деготня 14.03.2012 загрязняющих веществ азотной группы (аммоний, нитраты, нитриты) и гибелью рыбы путем проведения дополнительной токсикологической экспертизы. Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, должностное лицо Управления в присутствии представителя ОАО «Щекиноазот» Ордынца В.В. (доверенность от 10.05.2012 № 37) составило протокол об административном правонарушении от 12.05.2012 № 114, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.33 КоАП РФ (л. д. 39-41, 42). Постановлением о привлечении к административной ответственности № 114 Управление признало Общество виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде назначения штрафа в размере 8 000 руб. (л. д. 7-9). Считая данное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. В силу статьи 8.33 КоАП РФ нарушение юридическими лицами правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Следовательно, объективной стороной этого правонарушения являются действия (бездействие), приводящие к нарушению правил охраны среды обитания или путей миграции животных. Согласно статье 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" (далее – Закон № 52-ФЗ) любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. Статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее – Закон № 166-ФЗ) предусмотрено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. На основании пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Пунктом 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Исходя из требований статьи 26.2 КоАП РФ протоколом об административном правонарушении, а также иными документами подтверждаются доказательства по делу об административном правонарушении, которыми являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Как установлено судом, протокол об административном правонарушении от 12.05.2012 и постановление от 24.05.2012 не содержат данных, подтверждающих совершение ОАО «Щекиноазот» правонарушения в виде нарушения правил охраны среды обитания в рыбохозяйственном водоеме. Так, административный орган сделал вывод о сбросе Обществом сточных вод в реку Деготня с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ на основании акта отбора/приема проб сточной, природной и питьевой воды от 14.03.2012 № 39, составленного Щекинским отделом Тульского филиала ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» по заказу Управления Росприроднадзора по Тульской области, протокола от 19.03.2012 № 39 результатов количественного химического анализа природных сточных и питьевых вод, результатов исследований по экспертизе (токсикологическая экспертиза) от 22.03.2012 № 3997 погибшей рыбы по акту отбора проб от 14.03.2012 № 1-12. Согласно пункту 1 и 3 статьи 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса. В силу пункта 2 и 8 статьи 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется в присутствии двух понятых. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. На основании пункта 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Как установлено судом и следует из материалов дела, административный орган в нарушение статей 26.5, 27.8 и 27.10 КоАП РФ составил акты осмотра территории (выпуска № 1 с биологических очистных сооружений ОАО «Щекиназот») и отбор проб погибшей рыбы без участия представителя заявителя и понятых. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что доказательства, подтверждающие факт совершения Обществом административного правонарушения получены с нарушением норм федерального закона, является правильным. Ссылку Управления в протоколе об административном правонарушении от 12.05.2012 № 114 на протокол от 19.03.2012 № 39 результатов количественного химического анализа природных сточных и питьевых вод, акт отбора/приема проб сточной, природной и питьевой воды от 14.03.2012 № 39, составленные Щекинским отделом Тульского филиала ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу», суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, так как в ходе административного расследования данный документ Управлением не запрашивался, к материалам административного дела в установленном порядке не приобщался, в проверке, осуществленной Управлением Росприроднадзора по Тульской области, должностное лицо административного органа участия не принимало. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нахождение данного документа в материалах административного дела и ссылка на него, как на доказательство совершения противоправных действий ОАО «Щекиноазот», неправомерна. При этом токсикологическая экспертиза от 22.03.2012 установила лишь предположительную причину гибели рыбы, но не причинно-следственную связь между повышенным уровнем содержания в воде реки Деготня загрязняющих веществ азотной группы (аммоний, нитраты, нитриты) и гибелью рыбы. Таким образом, оценив все представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный орган не доказал, что загрязнение реки и гибель рыбы произошли в результате сброса 14.03.2012 ОАО «Щекиноазот» сточных вод в реку Дяготня с превышением на выпуске сточных вод допустимых концентраций загрязняющих веществ по показателям азотной группы. В соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении. Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден, а именно если в действии (бездействии) отсутствовали признаки предусмотренного КоАП РФ противоправного деяния, а также при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения. В связи с вышеизложенным суд первой инстанции правомерно посчитал, что административный орган зафиксировал факт гибели рыбы предположительно вследствие асфиксии по причине разрушения жаберного аппарата, что могло быть следствием превышения в воде нитритов и нитратов. Однако доказательств того, что превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ произошло в результате сброса ОАО «Щекиноазот» сточных вод, материалы дела не содержат. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление от 24.05.2012 № 114 о привлечении ОАО «Щекиноазот» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования Общества. Довод подателя Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу n А68-9527/10. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|