Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу n А54-5866/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., д. 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872) 36-32-71, факс (4872) 36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                        Дело №  А54-5866/2010

Резолютивная часть постановления объявлена   18.09.2012

Постановление изготовлено в полном объеме    21.09.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной Н.В.,  судей  Каструбы М.В.,  Тучковой О.Г.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.08.2012 по делу № А54-5866/2010 (судья Стрельникова И.А.),  принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сфера", г. Рязань (ОГРН 1066234016936, ИНН 6234025989)  к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, г. Рязань (ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728), обществу с ограниченной ответственностью "АварКом", г. Рязань (ОГРН 1056204061330, ИНН 6234018847), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Правительство Рязанской области, г. Рязань, об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0080043:123 и 62:29:0080043:124, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания,  установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее – ООО "Сфера") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к  управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее – управление) о признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0080043:123 и 62:29:0080043:124; признании незаконными действий управления, выразившихся в формировании недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков;  обязании управление исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Рязанской области и общество с ограниченной ответственностью "АварКом" (далее – ООО "АварКом").

Определением от 22.12.2011 к участию в деле в качестве соответчиков  привлечены ООО "АварКом" и федеральное бюджетное учреждению "Кадастровая палата" по Рязанской области.

Впоследствии суд заменил ответчика федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области его правопреемником – федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (далее – учреждение), в связи с прекращением деятельности путем реорганизации в форме присоединения.

Впоследствии истец уточнил заявленные требования, просил суд:

– установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:123, площадью 8750, 60 плюс/минус 32,70 кв.метра, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – обслуживание торгового комплекса, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань,  ул. Спартаковская, 30, (Советский округ),  равной рыночной стоимости в размере 14 307 231 руб.;

– обязать учреждение внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, равной рыночной стоимости в размере 14 307 231 руб.;

– установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:124, площадью 9196, 10 плюс/минус 33, 60 кв. метра, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – обслуживание торгового комплекса, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань,  ул. Спартаковская, 30, (Советский округ), равной рыночной стоимости в размере 14 943 663 руб.

– обязать учреждение внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка,  равной рыночной стоимости в размере 14 943 663 руб.

Заявление об уточнении иска принято судом первой инстанции к производству.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 02.08.2012 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, установив в качестве кадастровой рыночную стоимость спорных земельных участков, определенную по результатам проведенной экспертизы.

Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, определенная по результатам оценки по состоянию на 01.01.2008, превышает рыночную стоимость этих участков. При этом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства достоверности результатов оценки, на основании которых установлена их кадастровая стоимость.

Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 02.08.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.

В жалобе заявитель указывает на неправомерное принятие судом первой инстанции заявления ООО «Сфера» об уточнении иска, ссылаясь на то, что названным уточнением истец, в нарушение требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – Кодекс), одновременно  изменил,  и предмет, и основание иска. Податель жалобы полагает, что суд области пришел к необоснованному выводу о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка возможно без оспаривания действий органа кадастрового учета. Управление указывает на то, что вывод суда об установлении рыночной  стоимости земельного участка в качестве кадастровой с 01.01.2010 противоречит правилам пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ и позиции Высшего Арбитражного Суда, согласно которым изменения в государственный кадастр недвижимости, связанные с установлением такой стоимости, вносятся с даты вступления решения суда в законную силу.  Управление считает, что вывод суда о недостоверности результатов оценки необоснован. Кроме того, заявитель полагает, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу   просил оставить обжалуемое решение без изменения.

В судебное заседание, участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного разбирательства,  не явились, в связи с чем суд рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив   доводы  апелляционной жалобы и возражения, изложенные в отзыве,  Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, ООО "Сфера" является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:123, площадью 8750, 60 плюс/минус 32,70 кв.метра, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – обслуживание торгового комплекса, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань,  ул. Спартаковская, 30, (Советский округ), и земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:124, площадью 9196, 10 плюс/минус 33, 60 кв. метра, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – обслуживание торгового комплекса, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань,  ул. Спартаковская, 30, (Советский округ), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.03.2012 (том  1, л. д. 15, 16).

Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 № 324 определен удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков, который по состоянию на 01.01.2008  установлен в размере 7233, 38 руб. за один квадратный метр (том 1, л. д. 141 – 147).

Согласно представленным в дело кадастровым выпискам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:123 составила 63 296 415 руб. 02 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:124 – 66 518 885 руб. 81 коп.  (том 1, л. д. 17 ­– 26).

В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, общество обратилось к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости спорных земельных участков.

Согласно отчетам от 15.11.2010 № 421/2010 и № 422/2010, составленным оценщиком ООО Консультационно-аналитическая фирма "Спектр",   рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:123 по состоянию на 01.01.2010 составила 14 477 430 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:124 на указанную дату составила 15 214 488 руб. (том 1, л. д. 27 – 140).

Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, ООО «Сфера» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна равняться его рыночной стоимости. С учетом того, что ответчики не оспорили рыночную стоимость, определенную на основании результатов проведенной по делу судебной экспертизы, суд области принял ее в качестве кадастровой стоимости земельного участка.

Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 (далее – Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В силу пункта 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.

Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее – Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.

В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено, что удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2008 определен в размере 7233, 38 руб. за один квадратный метр.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:123 составила 63 296 415 руб. 02 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080043:124 – 66 518 885 руб. 81 коп. 

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11,  права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу n А62-1563/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также