Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу n    А68-4624/12. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-47-49, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                         Дело   №  А68-4624/12

Резолютивная часть  постановления объявлена 28 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме   28 сентября  2012 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Стахановой В.Н., судей  Еремичевой Н.В., Игнашиной Г.Д.,   при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 08 августа 2012 года по делу № А68-4624/2012                                       (судья Рыжикова Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Профессионал» (Тульская обл., Киреевский р-он, г. Болохово,               ОГРН 1057100791362, ИНН 7106064470) к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101134475,                ИНН 7107084990) об отмене постановления от 04.05.2012 № 03-099/202, при участии от заявителя – Абрамовой Е.А. (доверенность от 10.04.2012), от ответчика – Ситкиной Ю.А. (доверенность от 16.04.2012 № МС-6/580), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Профессионал» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением  к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области (далее – Управление, административный орган, ответчик) об отмене постановления от 04.05.2012 № 03-099/2012 о назначении Обществу административного наказания, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –  КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 08 августа 2012 года заявленные Обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом,  Управление  подало апелляционную жалобу, в которой  просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы административный орган ссылается на то, что  суд первой инстанции  не применил положения п. 3 ч. 3 ст. 1  Федерального  закона  от 26.12.2008      № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,  поскольку согласно названной норме  положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, при проведении административного расследования не применяются.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворении, указывает на неправильное толкование административным органом норм материального права.

В судебном заседании 27.09.2012 в  порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   объявлен перерыв до  28.02.2012.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения  представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, по заявлению жителей н.п. Марьино Киреевского района Тульской области  Управление 20.04.2012 провело  проверку фактов,  изложенных в обращении от 11.04.2012.

В ходе осмотра административный орган установил, что территория полигона твердых бытовых отходов (далее – ТБО) близ д. Марьино ограждена забором только со стороны трассы, обваловка по периметру территории не проведена; прилегающая территория загрязнена отходами; отходы на полигоне размещаются без пересыпки; за пределами полигона отходы сдвинуты в балку, имеющую прямое сообщение с р. Сухая гать; зафиксировано внутреннее возгорание отходов в балке; полигон ТБО эксплуатирует ООО «Профессионал» в соответствии с постановлением от 18.10.2007 № 30                            МО Большекалмыкское Киреевского района, о чем  составил акт осмотра от 20.04.2012    (л. д. 12).  

Установив, что  Общество нарушило требования экологического законодательства, а именно  п.п. 4.4, 5.4, 5.7 Санитарных правил 2.1.7.1038-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», тем самым  совершив  административное правонарушение, выразившееся   в несоблюдении   экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления, Управление составило протокол об административном правонарушении от 03.05.2012 № 03-099/2012  по ст. 8.2 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, административный орган признал Общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ,  вынес постановление от 04.05.2012 № 03-099/2012 по делу об административном правонарушении и назначил ему  административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Профессионал» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами, соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации, в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Управление  является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ            «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Пунктами 6, 5 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что проверка – это совокупность проводимых органом государственного контроля мероприятий по контролю соответствия осуществляемых проверяемым юридическим лицом действий или деятельности установленным требованиям законодательства, а мероприятие по контролю – это действия должностных лиц органа государственного контроля, направленные на установление необходимых сведений.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ к основаниям для проведения внеплановой выездной проверки относятся: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах: а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Согласно статье 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) (часть 1 названной статьи), в котором, в частности, указываются: цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами (пункты 4, 5 части 2 статьи 14).

Согласно п. 10 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53, государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (на объектах, указанных в п. 5 данных Правил), а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Согласно статье 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Исходя из положений указанных норм Закона № 294-ФЗ,  суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что любые действия должностного лица Управления (в том числе и проверка фактов,  изложенных в обращении жителей н.п. Марьино) должны были быть осуществлены при наличии соответствующего распоряжения руководителя территориального отдела Управления о проведении проверки.

Как установлено судом, Управление провело в отношении ООО «Профессионал» внеплановую проверку фактов,  изложенных в обращении жителей н.п. Марьино,  без соответствующего приказа (распоряжения) о ее проведении  и при отсутствии возбужденного административного производства.

В связи с изложенным  суд первой инстанции правомерно указал, что факт поступления в  Управление соответствующего обращения граждан не освобождает административный орган от соблюдения установленных Законом № 294-ФЗ требований к порядку осуществления проверочных действий.

С учетом вышеперечисленных положений закона в части, определяющей содержание терминов, используемых в нормативном акте (ст. 2 Закона),  суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что любые действия органа государственного контроля, направленные на проверку сведений, содержание которых может свидетельствовать о нарушении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленных законодательством требований, должны быть осуществлены с соблюдением установленной Законом № 294-ФЗ процедуры, а именно: после вынесения соответствующего распоряжения на проведение проверки, в котором конкретизированы основания для проведения проверочных действий, перечень необходимых для проведения проверки документов.

Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Управления  о том, что проверка осуществлялась должностными лицами административного органа в рамках осуществления мероприятий, обязанность по проведению которых обусловлена положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку положения указанного закона  регулируют правоотношения, складывающиеся при обращении граждан в соответствующий государственный орган, порядок и сроки рассмотрения указанных обращений, в то время как нормативным актом, регламентирующим отношения,  складывающиеся между органом государственного контроля и надзора и проверяемым юридическим лицом,  является  Федеральный закон № 294 -ФЗ, положения которого являются обязательными в указанной сфере государственной

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу n А62-3942/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также