Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу n А54-4972/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-47-49, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                         Дело   №  А54-4972/2011 

Резолютивная часть  постановления объявлена 04 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2012 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Тимашковой Е.Н., Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 июля 2012 года по делу                                        № А54-4972/2011 (судья Стрельникова И.А.), принятое по заявлению                                        ЗАО «Касимовстройкерамика» (ИНН 6226004833, ОГРН 1026200864348) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области от 18.03.2010 № 26/10-230,  при участии от общества: Дорожко С.С. (доверенность от 01.12.2011), установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Касимовстройкерамика» (ИНН 6226004833, ОГРН 1026200864348) (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным решения   Управления Росреестра по Рязанской области от 18.03.2010 № 26/10-230 об исправлении технической ошибки, об обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» снять земельный участок с кадастровым номером              62:26:001 10 13:0059, общей площадью 1359 кв. м, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Строителей, д. 9,  с кадастрового   учета   и   исключить   запись   о   нем   из   государственного   кадастра недвижимости (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена  администрация муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области (Рязанская область,                           г. Касимов, ул. Советская, д. 1).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.07.2012 заявленные требования удовлетворены. 

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и  Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Закрытое акционерное общество «Касимовстройкерамика», администрация муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области отзывы на апелляционные жалобы не представили.

Администрация муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и  Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

На основании ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие  представителей указанных лиц, участвующих в деле.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО «Касимовстройкерамика» (арендатор) 23.07.2002  заключило с администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области (арендодатель) договор аренды земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 00 00:0001, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор  принял в аренду на срок с 23.07.2002 по 23.07.2051 земельный участок с кадастровым номером 62:26:001 00 00:0001 из земель поселений, общей площадью           93 265 кв. м, расположенный по адресу: г. Касимов, ул. Строителей, д. 9, в границах, указанных в прилагаемом к настоящему договору плане земельного участка.

Согласно постановлению Главы муниципального образования город Касимов                     от 28.02.2008 № 287 «О предоставлении земельных участков в собственность за плату» договор аренды от 23.07.2002 № А29-02 был расторгнут. Земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 93 265 кв. м с кадастровым номером             62:26:001 00 00:0001, находящийся по адресу: Рязанская область, г. Касимов,                   ул. Строителей, д. 9, для использования в целях – под производственной базой в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, предоставлен обществу в собственность за плату.

На основании указанного постановления между администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов (продавец) и обществом (покупатель) 07.03.2008 заключен договор купли-продажи земельного участка, по условиям которого продавец обязуется передать, а покупатель – принять и оплатить земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 93 265 кв. м, с кадастровым номером                             62:26:001 00 00:0001, находящийся по адресу: 391300, г. Касимов Рязанской области,                 ул. Строителей, д. 9.

Управление Федеральной регистрационной службы по Рязанской области  20.03.2008 выдало ЗАО «Касимовстройкерамика» свидетельство о государственной регистрации права серии 62 МГ № 502282, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.03.2008 сделана запись регистрации                                № 62-62-02/007/2008-286.

В связи с выявлением ошибки в значении площади земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 00 0001 Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области 18.03.2010 вынесла решение № 26/10-230 об исправлении технической ошибки. 

Не согласившись с указанным решением, ЗАО «Касимовстройкерамика» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд.

Рассмотрев данное ходатайство и оценив с учетом требований ст. 71 АПК РФ причины пропуска установленного ст. 198 АПК РФ срока, период пропуска данного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области от 18.03.2010 № 26/10-230 об исправлении технической ошибки, а также приняв во внимание отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих направление в адрес заявителя оспариваемого решения, суд первой инстанции в целях реализации права общества на судебную защиту правомерно удовлетворил заявленное им ходатайство и восстановил пропущенный срок на оспаривание указанного ненормативного акта управления в арбитражном суде.

Оснований для переоценки данного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ                            «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон № 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1 Закона № 221-ФЗ).

В силу статьи 3 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Пунктом 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ  предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Закона № 221-ФЗ площадь земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, ее значение должно однозначно пониматься органом кадастрового учета при внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 16 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых, указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона, сведений об объекте недвижимости

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона № 221-ФЗ государственный кадастровый учет, в том числе государственный кадастровый учет изменений земельного участка, осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета соответствующего заявления и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.

В пункте 1 статьи 28 названного Закона различаются два варианта ошибок в государственном кадастре недвижимости: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости) и кадастровая ошибка в сведениях (воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости).

Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки, поскольку решение уполномоченного органа об отказе в исправлении технической ошибки (либо, напротив, исправлении несуществующей ошибки и пр.) может

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу n А68-11869/11. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также