Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу n А62-4014/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

     

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г.Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                            Дело № А62-4014/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2012

Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06 августа 2012 года по делу № А62-4014/2012, принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (г. Смоленск, ИНН 6731049404, ОГРН 1056758325238) к обществу с ограниченной ответственностью «Гагаринское молоко» (г. Смоленск, ИНН 6723010241, ОГРН 1027722011514) о привлечении к административной ответственности, при участии   представителя ответчика – ООО «Гагаринское молоко» – Гапеевой Т.В. (доверенность от 04.10.2012), в отсутствие представителя заявителя, установил следующее.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и  благополучия человека по Смоленской области (далее – Управление,  административный  орган) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о привлечении  общества с ограниченной ответственностью «Гагаринское молоко» (далее – ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. В обоснование своих доводов ответчик указывает на то, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 14.43 КоАП ПФ составляет 1 год.

   Ответчик представил письменные возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

  Управление в суд апелляционной инстанции своих представителей не направило, о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса    Российской  Федерации   (далее – АПК РФ).

Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 09.10.2012.

  Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании информации и материалов, поступивших от Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу (акта  закупки образцов пищевых продуктов в розничной торговой сети от 12.03.2012,  протокола  испытаний  от  15.03.2012), Управлением в отношении ООО «Гагаринское молоко» составлен протокол от 29.05.2012 № 02-86 об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.         

В протоколе указано на нарушение Обществом требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых  продуктов», статьи  4, частей   8.2, 8.3, 8.4 статьи  25 Федерального закона от 12.06.2008   № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочные продукты», а именно:  представленный  образец  молока  цельного  сгущенного  с  сахаром «Машутка», м.д.ж.  8,  5 %, не соответствует требованиям  ГОСТ Р 53436-2009 по жирнокислотному составу  (содержит жиры  немолочного происхождения). 

Поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, относится к компетенции арбитражного суда, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об истечении предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Смоленской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция   соглашается с таким выводом по следующим основаниям.

В силу ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании  устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли  факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления  протокола  об административном правонарушении и полномочия административного органа,  составившего протокол, предусмотрена ли законом административная  ответственность  за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного  изготовителя),  продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных  требований  к  продукции  либо к продукции и связанным с требованиями  к  продукции  процессам  проектирования  (включая изыскания),  производства,  строительства,  монтажа,  наладки,  эксплуатации,  хранения, перевозки,  реализации  и  утилизации  либо  выпуск  в  обращение  продукции,  не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных  статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица,  –  от  двадцати  тысяч  до тридцати  тысяч рублей.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ                   «О качестве и безопасности пищевых  продуктов» безопасность пищевых продуктов – состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их  использования  не  являются  вредными  и  не  представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

В части 2 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что не могут  находиться  в  обороте  пищевые  продукты,  материалы  и  изделия, которые в том  числе  не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют установленных  сроков  годности  (для  пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых  истекли;  не имеют маркировки, содержащей  сведения,  предусмотренные  законом  или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.  Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 29-ФЗ  индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере  общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также  органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении  требований  нормативных  документов  при  изготовлении  и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

Согласно статье 15 названного Федерального закона предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным  требованиям нормативных  документов  к допустимому содержанию химических (в том  числе  радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и  других биологических организмов,  представляющих  опасность  для  здоровья нынешнего и будущих поколений.

В силу положений статьи 17 Федерального закона № 29-ФЗ изготовление  пищевых  продуктов, материалов  и  изделий  следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований  санитарных  и  ветеринарных  правил  и  норм.  Для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырье, качество и безопасность  которого  соответствует  требованиям  нормативных документов.

В  соответствии  со  статьей  22 Федерального закона  №  29-ФЗ индивидуальные  предприниматели и юридические  лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и  проводить  производственный  контроль за их  качеством и безопасностью,  соблюдением  требований нормативных и технических  документов  к  условиям  изготовления  и  оборота  пищевых продуктов, материалов и изделий.

Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» установлены обязательные требования к молоку и молочной продукции, а также к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.

В смысле понятий, используемых  в  статье  4  Федерального  закона «Технический  регламент  на  молоко  и  молочную  продукцию»,  концентрированное или  сгущенное цельное молоко  это концентрированный или  сгущенный молочный  продукт, массовая  доля  сухих  веществ молока  в котором составляет не менее чем 25 процентов, массовая доля белка в сухих обезжиренных веществах молока – не менее чем 34 процента и массовая доля жира – не менее чем 7 процентов; сгущенное с сахаром молоко – концентрированный или сгущенный молочный продукт с сахаром, массовая доля белка в сухих обезжиренных веществах молока в котором составляет не менее чем 34 процента.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «Технический регламент на  молоко  и  молочную  продукцию»  технологические  процессы производства  продуктов  переработки  молока,  а  также  связанные  с производством,  использованием,  хранением,  перевозкой,  реализацией продуктов переработки молока, использованием, переработкой, утилизацией потенциально  опасных  продуктов  переработки  молока  и  образующихся отходов  этапы  производственного  процесса  должны  соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения,  законодательства Российской  Федерации  о  ветеринарии  и  законодательства  в  области экологической безопасности.

В  части 8  статьи 25 Федерального  закона  «Технический регламент на молоко  и  молочную продукцию» указано, что при необходимости подтверждения факта  фальсификации молока и продуктов его переработки проводятся их исследования (испытания) в части следующих установленных настоящим Федеральным законом  показателей идентификации и других показателей: наличие и содержание жиров немолочного происхождения, их массовая  доля  в  молоке  и  продуктах  его  переработки  в  процентах;  жирнокислотный  состав  жировой  фазы  продуктов  переработки  молока  (за исключением продуктов переработки молока, массовая доля жира в которых составляет  менее  чем  1,5  процента,  и  мороженого,  массовая  доля  жира  в котором  составляет не более чем 8 процентов); содержание белка в сухом обезжиренном  молочном  остатке  в  молочных  консервах и молокосодержащих консервах, его  массовая  доля  в  таких  продуктах  в процентах.

Факт изготовления и выпуска в оборот молочной продукции (молоко цельное  сгущенное с сахаром «Машутка») с нарушением требований вышеуказанных норм подтверждается протоколом испытаний образца № 2160-П от 12.03.2012, письмом Общества от 28.05.2012, товарными чеками от 12.03.2012, актом закупки образцов  пищевых продуктов в розничной сети от 12.03.2012, протоколом об  административном  правонарушении от 29.05.2012 и Обществом не оспаривается.

Согласно  части  2  статьи  2.1 КоАП  РФ юридическое  лицо  признается виновным  в совершении  административного  правонарушения, если будет установлено, что у  него  имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все  зависящие от него меры по их соблюдению.

В  рассматриваемом случае  вина Общества  выразилась  в  том,  что при наличии возможности для соблюдения обязательных требований к молоку и молочной  продукции,  а также к процессам их производства, реализации ответчиком не принято всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Доказательств,  свидетельствующих  об  отсутствии  у  ООО «Гагаринское молоко» возможности для соблюдения обязательных требований действующего законодательства, а также доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений при изготовлении и реализации молока и молочной продукции, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о  наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. 

Вместе с тем в  пункте  18  постановления  Пленума  ВАС  РФ  от  27.01.2003  №  2 указано,  что  согласно  пункту  6  статьи  24.5 КоАП  одним  из  обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является  истечение  сроков  давности  привлечения  к  административной ответственности.

Поэтому  при  принятии  решения  по  делу  о  привлечении  к административной  ответственности,  а  также  рассмотрении  заявления  об оспаривании  решения  административного  органа  о  привлечении  к административной  ответственности  суд  должен  проверять,  не  истекли  ли указанные

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу n А09-1061/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также