Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу n А68-5854/12. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

    

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г.Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                              Дело № А68-5854/12

Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2012

Постановление изготовлено в полном объеме 09.11.2012

           Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Игнашиной Г.Д., Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Лардо» на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.09.2012 по делу № А68-5854/12 (судья Шабанова Т.Ю.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) к ООО «Лардо» (Тульская обл., г. Узловая, ОГРН 1063667300070, ИНН 3662118232) о взыскании задолженности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 10 740 789 руб. 80 коп., при участии представителей заявителя – Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Тульской области – Сергиенко О.С. (доверенность от 12.04.2012 № МС-6/546), ответчика – ООО «Лардо» – Иванова Н.А. (доверенность от 20.07.2012 № 32/2012), Климова Е.Е. (доверенность от 10.01.2012           № 1/2012), установил следующее.

            Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области  (далее – истец,  Управление)  обратилось  в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Лардо»  (далее – ответчик, Общество) о взыскании задолженности по уплате платежей за  негативное воздействие на окружающую среду в сумме 10 740 789 руб. 80 коп.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.09.2012 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

  Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 30.12.2009 между ООО «Лардо» и ОАО «Пластик» заключен договор № ДГ/2009-1222 аренды биологических очистных  сооружений, на которые поступают промышленные и хозяйственно-бытовые стоки  города  Узловая  и  Узловского  района Тульской области.

ООО «Лардо» осуществляет пользование водным объектом (река Камеша) для  сброса сточных вод после очистных сооружений, однако не имеет утвержденных в установленном порядке предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов  веществ  и микроорганизмов  в  р. Камеша,  а  также  разрешения  на  сброс  загрязняющих  веществ  в р. Камеша.

Согласно представленным расчетам ООО «Лардо» за период  IV квартал 2010 года и  I-IV кварталы 2011 года произвело плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 170 000 руб. 

При этом Общество при  отсутствии  разрешения  на  сброс  загрязняющих веществ  в р. Камеша не применяет норму п. 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение расходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632. 

В свою очередь, Управлением на основании данных Общества произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом правил расчетов, применяемых при отсутствии у природопользователя разрешения на сброс веществ в водный объект, пользование которым осуществляется. 

В связи с этим у ООО «Лардо» образовалась задолженность по плате за негативное  воздействие на окружающую среду – сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект.

Истцом в адрес Общества направлена  претензия от  27.04.2012  №  8  о погашении  задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период  с 01.10.2010 по 31.12.2011 на общую сумму 10 740 789 руб. 80 коп.

Поскольку в добровольном порядке указанная в претензии задолженность                       ООО «Лардо» не погашена, Управление обратилось в арбитражный суд с иском.

  Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал требования Управления Росприроднадзора по Тульской области правомерными.

Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Тульской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция   соглашается с таким выводом по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ                               «Об охране окружающей среды» настоящий Федеральный  закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как  важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в  пределах территории Российской Федерации.

Объектами  охраны  окружающей  среды  от  загрязнения,  истощения,  деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной  деятельности являются:  земли,  недра,  почвы;  поверхностные  и  подземные  воды;  леса  и  иная растительность,  животные  и  другие  организмы  и  их  генетический  фонд;  атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ст.4 Закона). 

К методам экономического регулирования в области охраны  окружающей  среды относятся, в том числе, установление платы за негативное воздействие на окружающую среду и установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов,  лимитов  на  размещение  отходов  производства  и  потребления  и  другие виды негативного воздействия на окружающую среду (ст. 14 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ негативное  воздействие на окружающую среду является платным. 

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

– сбросы  загрязняющих  веществ,  иных  веществ и микроорганизмов  в  поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

– загрязнение недр, почв;

– размещение отходов производства и потребления;

– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

– иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно статье 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы вредных веществ допускаются на основе разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны  окружающей  среды.  В  разрешениях  устанавливаются  нормативы  допустимых выбросов и сбросов вредных веществ,  лимитов  на  выбросы  и  сбросы,  обеспечивающие сохранение  благоприятной  окружающей  среды  и  экологической  безопасности  Порядок  исчисления  и  взимания  платы  за  негативное  воздействие  на  окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на  окружающую среду установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992        № 632 «Порядок определения платы и предельных размеров за загрязнение окружающей  природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия», которым  установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих  веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах  допустимых  нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие  виды  вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Исходя из  установленных  базовых  нормативов,  Порядок  определяет  исчисление размера платы за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные  природопользователю  предельно  допустимые  нормативы  выбросов загрязняющих веществ (ПДВ (пункт 3); за загрязнение окружающей  природной  среды  в пределах  установленных  лимитов  (пункт  4);  за  сверхлимитное  загрязнение  окружающей природной среды (пункт 5); за загрязнение окружающей природной среды при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов (пункт 6).

В силу пункта  6  Порядка  при  отсутствии  у  природопользователя  оформленного  в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ вся масса загрязняющих веществ (в рассматриваемом случае – сверхнормативная масса)  учитывается как сверхлимитная, плата за загрязнение окружающей среды определяется в соответствии с пунктом 5 этого Порядка, то есть как плата за сверхлимитное  загрязнение  окружающей среды с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Согласно пункту 5 указанного Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем  умножения  соответствующих ставок платы  за  загрязнение  в  пределах  установленных  лимитов  на  величину  превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования  полученных произведений по видам  загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Лардо» в спорный период производило сброс загрязняющих веществ в водный объект – река Камеша, однако разрешение на сброс указанных загрязняющих веществ в водный объект у Общества в указанный период отсутствовало.

Следовательно, плата за загрязнение окружающей природной среды  за  IV  квартал 2010 года и I-IV кварталы 2011 года должна быть уплачена Обществом с учетом  пятикратного повышающего коэффициента.

Таким  образом,  поскольку ответчик  в  IV  квартале  2010  года  и  I-IV  кварталах  2011 года осуществил сброс загрязняющих веществ в водный объект при отсутствии оформленного в установленном порядке разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, Управление правомерно произвело расчет платы за негативное  воздействие  на  окружающую природную среду в  соответствии с  положениями  пунктов  5  и  6  Порядка,  то  есть  с применением пятикратного повышающего коэффициента. 

Расчет подлежащей взысканию суммы проверен судом первой инстанции и признан обоснованным.

Требование о взыскании спорной суммы заявлено в пределах срока исковой давности.

С учетом изложенного исковые требования Управления о взыскании с                           ООО «Лардо»  задолженности  по  уплате  платежей  за  негативное  воздействие  на окружающую среду в сумме 10 740 789 руб. 80 коп. удовлетворены судом первой инстанции правомерно.

Довод апелляционной жалобы о том, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду произведен Обществом по нормативам, утвержденным для                               ООО «Пластик», поскольку ООО «Лардо» использует те же очистные сооружения, что и предыдущий собственник, не может быть принят во внимание судом, поскольку  нормативы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, лимитов на выбросы и  сбросы, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды и  экологической  безопасности, устанавливаются для каждого хозяйствующего субъекта в соответствующем  разрешении на пользование объектом охраны окружающей среды.

Также не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины Общества в неполучении разрешения на сброс в р. Камеша, так как им предприняты все необходимые действия для его получения.

В обоснование своей позиции ООО «Лардо» ссылается на то, что незаконный отказ Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам в принятии решения о предоставлении ООО «Лардо» в пользование р. Камеша не позволяет ответчику получить в установленном порядке разрешение на сброс загрязняющих веществ в                               р. Камеша.

Кроме того, Общество указало на отсутствие возможности прекратить пользование р. Камеша и остановить работу очистных сооружений, поскольку они являются важным объектом жизнеобеспечения г. Узловая и Узловского района.

Между тем данные обстоятельства не имеют правового значения при рассмотрении данного спора.

   Как установлено судом, в процессе своей деятельности Общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ обязано вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

   Наличие у природопользователя разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является требованием природоохранного законодательства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.12.2002 № 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются  обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых  отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды  и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого  воздействия. Они  носят  индивидуально-возмездный  и  компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.   

  Ссылаясь на отсутствие своей вины, Общество не обосновало, в силу каких норм, регулирующих вопросы уплаты обязательного публично-правового платежа, коим является плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежит учету отсутствие вины плательщика этого платежа, а также те факторы, на которые ссылается в заявлении Общество.

Пункт  6  Порядка  определения  платы  устанавливает,  что  при  отсутствии  у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих  веществ, размещение отходов вся масса  загрязняющих  веществ  учитывается как  сверхлимитная,  и  плата  за  загрязнение  в  таких  случаях 

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу n А62-3123/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также