Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2012 по делу n А62-2004/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А62-2004/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2012 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Игнашиной Г.Д. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коломиец В.Н., рассмотрев апелляционную жалобу ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.08.2012 (судья Бажанова Е.Г.) по делу               № А62-2004/2012 по заявлению ООО «Газпром трансгаз  Санкт-Петербург»    (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1027804862755, ИНН 7805018099) к Департаменту имущественных и земельных отношений по Смоленской области (г. Смоленск,  ОГРН 1026701437212,     ИНН 6730042526), администрации Смоленской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, ОАО «Газпром», администрация г. Смоленска, Балабаева Светлана Анатольевна, Новиков Сергей Сергеевич, о признании незаконным бездействия и обязании провести процедуру изъятия земельного участка путем выкупа, установил следующее.

ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (далее – Общество) обратилось в суд с заявлением к Администрации Смоленской области и Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании незаконным бездействия Администрации Смоленской области в принятии решения об изъятии путем выкупа части земельного участка с кадастровым номером 67:18:006 01 05:0185, необходимой для эксплуатации подъездной автодороги, и обязании Администрации Смоленской области принять решение об изъятии путем выкупа названной части земельного участка (с учетом уточнений).

Решением суда от 27.08.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное заседание в их отсутствие в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции  исходя из следующего.

Судом установлено, что в 1967 году для обеспечения нужд города Смоленска была простроена газораспределительная станция «Смоленск» (далее – ГРС «Смоленск»).

В связи с износом ГРС «Смоленск» и возросшими потребностями города Смоленска в природном газе была произведена реконструкция ГРС «Смоленск», право собственности на данный объект зарегистрировано за ОАО «Газпром». В составе объекта «Реконструкция ГРС Смоленск», в том числе, находится автомобильная дорога к ГРС «Смоленск» протяженностью 1355,17 м, которая находится на праве аренды у Общества. Участок дороги от площадки ГРС до кранового узла газопровода-отвода к ГРС «Смоленск» протяженностью 674,73 м проходит по земельному участку с кадастровым номером 67:18:0060105:0185, который находится в общей долевой собственности граждан и относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения».

Управлением Росреестра по Смоленской области Общество было привлечено к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа за использование земельного участка под автодорогой без правоустанавливающих документов и вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства путем оформления правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060105:0185.

Во исполнение предписания 24.01.2011 Общество обратилось к губернатору Смоленской области с заявлением № 33-3/676, в котором просило провести процедуру изъятия части земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060105:0185 ориентировочной площадью 0,27 га и предоставить его ОАО «Газпром» в долгосрочную аренду на 49 лет; сообщив при этом, что в 2004-2007 годах в адрес Губернатора Смоленской области уже направлялись обращения о решении вопроса об изъятии земельного участка.

Письмом от 04.03.2011 № 04512/10 Обществу было сообщено, что для выкупа земельного участка не предусмотрены денежные средства на текущий год; вопрос об изъятии указанного земельного участка требует дальнейшей проработки, о результатах которой будет сообщено дополнительно.

В письме от 23.12.2011 № 20080/10 Департамент сообщил, что объект недвижимого имущества «Реконструкция ГРС «Смоленск» не является объектом государственной собственности Смоленской области; случаи изъятия путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд, предусмотренные статьей 49 ЗК РФ, не смогут быть применены в данном случае. Также Департамент указал, что считает целесообразным приобретение данного земельного участка непосредственно ОАО «Газпром» путем выкупа его у собственников или заключения с собственниками договора аренды.

Полагая, что земельный участок под автодорогой должен быть изъят у собственников для государственных нужд, изменен вид его разрешенного использования и передан Обществу в аренду, ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

К вопросам местного значения муниципального района, определенным в статье 15 Закона № 131-ФЗ, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (подпункт 3 пункта 1) и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (подпункт 15 пункта 1).

Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе в случае, связанном с размещением объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 и приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 № 29 наличие подъездной автодороги в составе газораспределительной станции является неотъемлемой технологической частью ГРС и составляют единый производственно-технологический комплекс.

Согласно пункту 1 статьи 78 Кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

На основании статьи 6 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 Кодекса перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 63 Кодекса не только собственники, но и землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков должны быть письменно уведомлены об изъятии земли, в том числе путем выкупа, исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, не позднее чем за один год до предстоящего изъятия.

Условия и порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа у его собственника, порядок определения выкупной цены земельного участка, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, регулируются статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 55 ЗК РФ.

Содержание названных статьей, а также статей 9 - 11 Кодекса в совокупности позволяют прийти к выводу о том, что процедура изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд состоит из нескольких элементов (стадий) и начинается с подготовки и принятия компетентным органом решения об изъятии. Под самим изъятием, в том числе путем выкупа, земель понимается совершение непосредственных действий по изъятию земельных участков (заключение соглашения о выкупной цене (пункт 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации), предъявление иска о принудительном прекращении права на земельный участок, выплата выкупной цены, определение и возмещение убытков и др.).

Судом установлено, что настоящее время спорные земельные участки находятся в аренде у ОАО «Газпром» на основании договора аренды от 29.09.2008 № 2639, заключенного между Муниципальным образованием «Смоленский район» Смоленской области (арендодатель), с одной стороны, и ОАО «Газпром» (арендатор), с другой стороны.

Данные земельные участки относятся к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения и представлены ОАО «Газпром» для строительства и эксплуатации «Реконструкция ГРС Смоленск».

В ЕГРП имеется запись от 25.06.2009 № 67-67-01/216/2008-321 о государственной регистрации права собственности ОАО «Газпром» на объект недвижимого имущества - «Реконструкция ГРС Смоленск», расположенный по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с.п. Козинское, северо-восточнее д. Киселевка на расстоянии 1,75 км.

Собственники земельного участка в 2006 году обратились в Департамент с извещением о намерении продать принадлежащие им на праве общей долевой собственности земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060105:0185 площадью 2,8 га.

Департамент в письме от 16.11.2006 № 3867/04 отказался от приобретения в государственную собственность земельных участков.

Указанный отказ в установленном порядке не обжаловался. С самостоятельными требованиями о выкупе земельного участка собственники в суд не обращались.

При этом из материалов дела следует, что необходимость изъятия земельного участка под автодорогой для муниципальных нужд подтверждена фактом расположения на земельном участке автодороги, государственной регистрацией права собственности на данную дорогу ОАО «Газпром», невозможностью его использования собственниками для сельскохозяйственных нужд.

Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области при осуществлении выбора земельного участка для реконструкции ГРС и последующей выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию  осуществлено фактическое изъятие земельного участка под автодорогой без принятия решения об изъятии и возмещения его стоимости.

Следовательно, процедура изъятия спорного земельного участка, установленная нормами Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации и обеспечивающая защиту имущественных интересов собственников земельного участка, соблюдена не была.

В то же время, согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных      лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные   препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, бездействие может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако на основании статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьям 49, 55, 63 Кодекса участниками правоотношения по изъятию земельного участка для государственных или муниципальных целей являются собственник имущества (собственники) и орган, осуществляющий соответствующие публичные полномочия.

Поскольку заявитель является арендатором спорного имущества, к участникам указанных правоотношений не относится, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемое Обществом бездействие не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, довод апелляционной жалобы о нарушении своих прав и законных интересов, основан на неверном толковании норм гражданского и земельного законодательства.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает возможность разрешения спорной ситуации путем заключения Обществом договора купли-продажи земельного участка с кадастровым

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2012 по делу n А09-5001/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также