Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу n А09-690/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г.Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                            Дело № А09-690/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2012

Постановление изготовлено в полном объеме 20.12.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 22 августа 2012 года по делу № А09-690/2012, принятое по заявлению  Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568) об оспаривании п. 1 решения  Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202746819, ИНН 3234034811) от 15.12.2011 по делу № 82, при участии                       от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Талюко В.А. (доверенность от 10.01.2012 № 29/04-03), установил следующее.

Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568) (далее по тексту – управление)  обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202746819, ИНН 3234034811) (далее по тексту – УФАС по Брянской области) от 15.12.2011 по делу № 82.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МУП «Спецавтохозяйство»                            (г. Брянск), ОАО «Чистая планета» (г. Брянск), ООО «РЕМОНДИС Брянск» (Брянская область, г. Сельцо), Брянская городская администрация (г. Брянск).

В ходе судебного разбирательства Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации заявило отказ от требования о признании недействительным п. 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области  от 15.12.2011 по делу № 82.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.08.2012 признан недействительным пункт 1 решения УФАС по Брянской области  от 15.12.2011 по делу № 82.

В части требования управления о признании недействительным пункта 3 решения УФАС по Брянской области от 15.12.2011 по делу № 82  производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).

Не согласившись с указанным судебным актом, УФАС по Брянской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «РЕМОНДИС Брянск» поддерживает доводы апелляционной жалобы. 

В отзыве на апелляционную жалобу Управление имущественных и земельных отношений, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные  выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

МУП «Спецавтохозяйство», ОАО «Чистая планета» отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.  

УФАС по Брянской области, ООО «РЕМОНДИС Брянск», Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации  заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей. Данные ходатайства рассмотрены судом в порядке ст. 158, 159 АПК РФ и удовлетворены с учетом надлежащего уведомления указанных лиц, участвующих в деле.

На основании ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие  представителей данных лиц, участвующих в деле.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для частичной отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, в УФАС по Брянской области 04.04.2011 и 06.04.2011 поступили обращения Управления Федеральной службы безопасности по Брянской области № 85/7/1-1104 и  ООО «РЕМОНДИС Брянск» № 26 по факту незаконной передачи ОАО «Чистая планета»  муниципального имущества, в частности, полигона твердых бытовых отходов (ТБО), расположенного по адресу:                                 г. Брянск, Володарский район, п.г.т. Большое Полпино, общей  площадью 8, 9 га.

По результатам исследования и оценки полученных документов УФАС по Брянской области возбудило дело № 82 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в ходе которого выявило следующее.

Главой Брянской городской администрации был утвержден план-график  взаимодействия инвестора – ОАО «Чистая планета», МУП «Спецавтохозяйство» и Управления имущественных и земельных отношений, согласно которому                                МУП «Спецавтохозяйство», имеющее в хозяйственном ведении полигон твердых бытовых отходов (ТБО), расположенный по адресу: г. Брянск, Володарский район,                         п.г.т. Большое Полпино, общей  площадью 8,9 га, до 28.12.2010 должно обратиться в Управление за разрешением сдать в аренду полигон ТБО на срок не менее 3-х лет.              Управление имущественных и земельных отношений, в свою очередь, должно подготовить проект постановления о согласовании предоставления имущества                         МУП «Спецавтохозяйство» в аренду.

В адрес Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации 28.12.2010 поступило письмо МУП «Спецавтохозяйство» с просьбой принять решение о возможности сдачи в аренду вышеуказанного полигона.

Брянской городской администрацией   18.01.2011 принято постановление № 18-п «О согласовании предоставления в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия МУП «Спецавтохозяйство», в                соответствии с пунктом 2.2 которого на МУП «Спецавтохозяйство» возложена обязанность представить для согласования в Управление имущественных и земельных отношений договоры аренды имущества.

Между МУП «Спецавтохозяйство» (арендодатель) и ОАО «Чистая планета» (арендатор) 09.02.2011 заключен договор аренды № 1-П объекта муниципальной собственности, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование на правах аренды объект муниципальной собственности, находящийся на праве хозяйственного ведения у арендодателя, – временное сооружение «Полигон ТБО» (1-ую очередь), расположенное по адресу:             г. Брянск, Володарский р-н, п.г.т. Большое Полпино, д/н, ч. 13, общей площадью 8,9 га, для использования под полигон твердых бытовых  отходов, на котором производится утилизация  (захоронение) отходов производства и потребления, поступающих от юридических лиц любой формы собственности, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования – «город Брянск», индивидуальных предпринимателей, физических лиц и других потребителей данной услуги.

  МУП «Спецавтохозяйство» (арендодатель) и ОАО «Чистая планета» (арендатор) 09.02.2011 заключили также договор № 1-КО аренды движимого имущества, являющегося муниципальной собственностью, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия, согласно п. 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает движимое имущество во временное владение и пользование за плату без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.

Указанные договоры были согласованы с Управлением имущественных и земельных отношений.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области                 от 04.07.2011 по делу № А09-3049/2011 сделки по передаче имущества                                                        МУП «Спецавтохозяйство» в аренду ОАО «Чистая планета», оформленные посредством заключения указанными юридическими лицами двух договоров от 09.02.2011 № 1-П и                  № 1-КО, признаны недействительными, применены последствия недействительности ничтожных сделок.

Рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив доводы сторон по данному делу, комиссия УФАС по Брянской области вынесла решение от 15.12.2011, пунктом 1 которого Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации признано нарушившим часть 3          статьи 17.1 и часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ                       «О защите конкуренции» посредством согласования договора на передачу в аренду муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении у                                 МУП «Спецавтохозяйство», без проведения процедуры торгов; пунктом 2 –                 МУП «Спецавтохозяйство» признано нарушившим часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции; пунктом 3 – решено передать соответствующему должностному лицу материалы для решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1                          статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении уполномоченного должностного лица Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.

Частично не согласившись с указанным решением УФАС по Брянской области, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования управления в части признания недействительным пункта 1 оспариваемого решения УФАС по Брянской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что УФАС по Брянской области при принятии данного решения не учло требования Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и унитарных предприятиях», закрепляющего полномочия по распоряжению муниципальным имуществом исключительно за его собственником.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.

Статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Предприятие не вправе сдавать в аренду принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (пункт 2 статьи 295 ГК РФ). Аналогичный запрет установлен частью 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и унитарных предприятиях».

Пунктом 1.4 Положения «О порядке и условиях сдачи в аренду муниципального нежилого фонда города Брянска» также предусмотрено, что если объект закреплен на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием, то решение о передаче в аренду объектов принимает арендодатель (муниципальное унитарное предприятие, в хозяйственном ведении которого находится передаваемый в пользование на правах аренды объект) с согласия собственника объекта.

Собственником объекта является город Брянск.

От имени собственника выступает Брянская городская администрация.

В то же время согласно пункту 1 Положения об управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского совета народных депутатов от 07.08.2009 № 95, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности города Брянска, за исключением жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, и функции по реализации полномочий по размещению наружной рекламы на территории города Брянска. Управление обладает правами юридического лица (п. 1.3 настоящего Положения). 

Основными задачами управления является, в числе прочих, эффективное управление, распоряжение, а также рациональное использование муниципального имущества (абзац 2 подпункта  2.1 пункта 2 названного Положения). Одной из функций Управления является осуществление координации деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в пределах своей компетенции в части распоряжения и использования муниципального имущества.

Пунктом 1.5 Положения «О порядке и условиях сдачи в аренду муниципального нежилого фонда города Брянска» и подпунктом  6.4 пункта 6 (с учетом пункта 7) Положения «О владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом города Брянска», принятого постановлением Брянского городского совета народных депутатов от 13.11.2002 № 396-п (в редакции от 17.08.2011),  предусмотрено, что основанием для передачи объекта в аренду лицам, имеющим  право на заключение договоров аренды без проведения торгов, является постановление Брянской городской администрации.

Таким образом, постановление Брянской городской администрации является лишь основанием для передачи объекта в аренду.

Фактически же арендные отношения в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 8, статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают из договора аренды.

Пунктами 6 и 7 Положения «О владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом города Брянска» предусмотрено, что муниципальные предприятия вправе выступать арендодателями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения. При этом договоры аренды в обязательном порядке согласовываются с Комитетом (в настоящее время – Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации).

Следовательно, без согласования договора аренды с управлением арендные отношения фактически не могут возникнуть.

   В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон № 135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу n А54-6013/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также