Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу n А09-7774/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

                                               Дело № А09-7774/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2012

Постановление в полном объеме изготовлено  25.12.2012

          Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.В., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коломиец В.Н., рассмотрев в судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2012 по делу № А09-7774/2012,  принятое по заявлению Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН 3201001909, ОГРН 1023202743574) к государственному инспектору отделения ДИиОД ОГИБДД УМВД России по городу Брянску (г. Брянск) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, при участии представителей   заявителя –  Брянской городской администрации  –        Козловой Н.А. (доверенность от 12.12.2011 № 1/06-2213, установил следующее.

Брянская городская администрация (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к отделению ДИиОД ОГИБДД  УМВД  России  по  городу Брянску (далее  –  отделение,  административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 01.08.2012 № 32 АА 056091.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 05.07.2012 инспектором отделения были выявлены следующие нарушения: Брянской городской администрацией не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участка дороги г. Брянска, внутриквартального  проезда от проспекта Московского в направлении домов № 156  № 160 в Фокинском   районе  г. Брянска, который не включен в перечень объектов улично-дорожной сети г. Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации, при этом допущено образование просадок, выбоин и иных повреждений дорожного покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые параметры,  предусмотренные  пунктом 3.1.2  ГОСТ Р 50597-93, не приняты меры по устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на указанном участке автодороги, о чём   был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог от  05.07.2012.

Указанные обстоятельства послужили основанием  для  составления  должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г. Брянску в отношении Брянской городской администрации  протокола  от 25.07.2012 № 32  АА 185 694  об  административном  правонарушении, совершенном юридическим лицом.  

Постановлением от 01.08.2012 № 32 АА 056091 по делу об административном  правонарушении, совершенном юридическим лицом,  администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  статьей  12.34  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях (далее – Кодекс), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере  20 000 руб.

Полагая, что постановление не соответствует закону, нарушает ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях администрации состава вменяемого административного правонарушения.

Апелляционная инстанция находит данный вывод ошибочным.

В силу частей 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись  ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден  ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки  давности  привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно статье 12.34 Кодекса несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному  устранению помех в дорожном  движении,  запрещению  или  ограничению  дорожного  движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками  угрожает безопасности дорожного движения, влечет административную  ответственность  в виде наложения административного штрафа на юридических лиц – от двадцати тысяч  до тридцати тысяч рублей.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В силу пункта 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ       «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).

Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ                            «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»                       (далее – Закон № 257-ФЗ) также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Анализ названных норм позволяет сделать  вывод о том, что, несмотря на наличие у органов публичной власти статуса юридического лица, они, в первую очередь, исполняют функции осуществления государственной власти или местного самоуправления, организационно-распорядительные, управленческие и иные властные функции, а не функции хозяйствующего субъекта.

В этой связи допущение органом публичной власти в ходе своей основной деятельности нарушения определенных правил и норм не может быть квалифицировано как административное правонарушение, совершенное им как юридическим лицом.

Привлечение органа публичной власти к административной ответственности в качестве юридического лица возможно только в случае, когда он нарушает соответствующие правила и нормы именно как юридическое лицо в процессе своей внутренней финансово-хозяйственной деятельности.

Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 12.34  Кодекса,  являются  в числе иных юридические лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.

В рассматриваемом случае  орган местного самоуправления в пределах своей компетенции организовал осуществление дорожной деятельности. Так, Брянский городской Совет народных депутатов решением от 28.04.2006 № 403 возложил исполнение муниципальных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства на отраслевой орган Брянской городской администрации –  комитет по жилищно-коммунальному хозяйству (пункт 1.1 Положения).

 К основным задачам комитета пунктом 2.2 Положения отнесена организация содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных искусственных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных и инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Следовательно, администрация не является тем юридическим лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, поэтому не может являться субъектом вменяемого ей правонарушения.

 Исходя из пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса отсутствие состава административного правонарушения, а именно совокупности всех его элементов, исключает производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Руководствуясь частью  2 статьи  269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2012 по делу № А09-7774/2012 отменить.

            Требования Брянской городской администрации удовлетворить.

            Признать незаконным и отменить постановление отделения Дорожной инспекции и организации движения отдела ГИБДД УМВД России по городу Брянску от 01.08.2012                 № 32 АА 056091 по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

            В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             В.Н. Стаханова

Судьи                                                                                                           Н.Ю. Байрамова

                                                                                                          Н.В. Еремичева

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу n А62-5812/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также