Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу n А62-5589/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                            Дело № А62-5589/2012

Резолютивная часть постановления объявлена   25.03.2013

Постановление изготовлено в полном объеме   26.03.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Патрикеевой Е.В., в отсутствие представителей  лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526) на решение Арбитражного суда Смоленской  области от 20.11.2012 по делу № А62-5589/2012 (судья Алмаев Р.Н.), установил следующее.

 Индивидуальный предприниматель Уткин Валерий Николаевич (далее –предприниматель) (ОГРИП 311673229000023) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719,                       ИНН 6730012070), департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области  (далее – департамент) о признании незаконным отказа департамента от 13.07.2012 № 12057/08 в осуществлении процедуры выбора земельного участка, площадью 406,5 кв. метров, расположенного в городе Смоленске,                                                      по проспекту Строителей, возле дома № 12 и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства – объект бытового обслуживания;  признании незаконным отказа администрации города Смоленска  от 06.07.2012                  № 9117 в осуществлении процедуры выбора земельного участка, площадью                     406,5 кв. метров, расположенного в городе Смоленске по проспекту Строителей, возле дома № 12 и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства – объект бытового обслуживания (т. 1, л. д. 4–5). Заявитель  также просил  возложить на  администрацию обязанность  устранить  допущенные нарушения его прав и законных интересов путем обеспечения процедуры выбора земельного участка и  предварительном согласовании  места размещения на нем объекта капитального строительства, возложении на администрацию обязанности  в двухнедельный срок предоставить сведения из информационной системы  обеспечения градостроительной деятельности г. Смоленска, необходимые для согласования акта  о выборе земельного участка, а также бланк акта выбора земельного участка для  проведения процедуры согласований.

Решением суда от 20.11.2012 заявленные требования предпринимателя удовлетворены. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения процедуры выбора вышеназванного земельного участка в порядке, установленном постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 № 2036-адм «Об утверждении Порядка предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска и формы акта о выборе земельного участка» (т. 1, л. д. 111–121).

В апелляционной жалобе департамент просит решение суда отменить  (т. 1,                        л. д. 126–130). Считает, что департамент в рамках своих полномочий исполнил все необходимые действия, предусмотренные законодательством, при отсутствии результатов выбора департамент не мог принять иное решение, кроме как изложенное в письме от 13.07.2012 № 12057/08. Ссылается на пункт 5.4 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243, которым регламентированы действия  уполномоченного органа в случае  отказа администрации в обеспечении выбора земельного участка.

В представленных в суд апелляционной инстанции  дополнениях департамент обращает внимание на  то, что  в суде первой инстанции администрация указывала на  расположение испрашиваемого участка в  границах территории, в отношении которой подготавливается  документация по планировке и межеванию и на которой не предусмотрено размещение объекта капитального строительства.

Администрация представила  суду письменные пояснения, в которых  указала, что  испрашиваемый земельный участок используется для нужд придомовой территории многоквартирного жилого дома № 12 по проспекту Строителей в г. Смоленске и  является территорией общего  пользования с расположением на ней зеленых насаждений.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в суд представителей не направили.

Руководствуясь статьями 123, 156, 266  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.03.2013 был объявлен перерыв до 10 час 40  мин 25.03.2013.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный суд считает, что решение суда подлежит отмене, а требования  заявителя оставлению без удовлетворения.

Как видно из материалов дела, предприниматель обратился в департамент с заявлением от 23.01.2012 № 08027/з (т. 1, л. д. 26) об осуществлении выбора земельного участка, площадью 406,5 кв. метров, расположенного в городе Смоленске по проспекту Строителей, возле дома № 12 (согласно представленной схемы) и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства – объект бытового обслуживания.

В порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации департамент направил в администрацию письмо от 06.06.2012 № 09476/08 об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка.

Администрация  письмом от 06.07.2012 № 9117 (т. 1, л. д. 15) сообщила о невозможности размещения объекта бытового обслуживания на испрашиваемом предпринимателем земельном участке и об отсутствии вариантов его размещения. Мотивируя свой отказ, администрация указала, что соответствии с постановлением администрации города Смоленска от 22.08.2011 № 1582-адм «О подготовке документации по планировке территорий города Смоленска» квартал в границах улицы Рыленкова –улицы 25 Сентября  – Маршала Соколовского – проспекта Строителей включен в состав документации по планировке застроенных территорий города, состоящую из проекта планировки и межевания территории, размещение объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено. Кроме того, для предоставления земельных участков под объекты капитального строительства существуют нормы расчета земельных участков (СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»). В площадь земельного участка входит, помимо площади застройки, и площадь, необходимая для обслуживания сооружения (подъезды, подходы, озеленение, благоустройство, парковки и автостоянки, погрузо-разгрузочные площадки и другое). В представленном техническом обосновании в границы испрашиваемого земельного участка элементы благоустройства не включены. Также испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования (пешеходная связь улицы Рыленкова) и примыкает к остановочному комплексу. Кроме того, администрация сообщила что, принимая во внимание существующую градостроительную ситуацию с учетом уже сформированного земельного участка на пересечении проспекта Строителей – улицы Рыленкова (напротив многоквартирного жилого дома № 12 по проспекту Строителей) для проектирования и строительства магазина с кафе и в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации варианты размещения объекта бытового обслуживания по проспекту Строителей возле дома № 12 отсутствуют. Иными вариантами по размещения указанного объекта в данном районе администрация не располагает.

Письмом от 13.07.2012 № 1257/08 (т. 1, л. д. 14) департамент сообщил предпринимателю о невозможности в настоящее время удовлетворить его просьбу по существу обращения.

 Считая, что предпринимателю отказано в предоставлении земельного участка необоснованно, это противоречит  нормам земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы,  предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В пунктах 5 и 6 статьи 31 Кодекса предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

На этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в заявлении, на участке, выбранном для строительства.

Уполномоченный орган вправе утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.

С 1 апреля 2007 года  полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен департамент  (областной закон от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске»). 

Постановлением администрации Смоленской области от 11.04.2008 № 233 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.04.2008 № 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков признано Главное земельное управление Смоленской области. 

На основании постановления администрации Смоленской области от 09.12.2008                № 690 указанные полномочия осуществляет департамент.  

Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243 утвержден  Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.

Из положений пункта второго статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243 следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям, уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. 

Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии  вариантов размещения объекта.

Отказывая в осуществлении выбора испрашиваемого земельного участка, департамент сослался на полученный от администрации  ответ от 06.07.2012 № 9476/08 об отсутствии вариантов  размещения объекта бытового обслуживания  на испрашиваемой территории.

В

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу n А62-7230/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также