Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по делу n А54-5970/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

17 мая 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Тула

Дело № А54-5970/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  13.05.2013

Постановление изготовлено в полном объеме  17.05.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от заявителя – Рожкова А.А. (доверенность от 11.04.2012), от ответчика – Славнова О.Ю. (доверенность от 08.10.2012 № 01-29/1162), в отсутствие представителя третьего лица,  надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте  арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.12.2012 по делу А54-5970/2012 (судья Стрельникова И.А.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Доломит-С» (далее – заявитель, общество)  обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области (далее – ответчик, администрация), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства природопользования и экологии Рязанской области, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области, выраженного в уклонении от осуществления действий по предоставлению ООО «Доломит-С» земельного участка, необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Решением арбитражного суда от 18.12.2012 заявленные требования удовлетворены.

Администрация муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Считает, что суд необоснованно восстановил заявителю срок на обжалование  бездействия администрации. Полагает, что вывод суда о незаключенности договора аренды от 25.11.2010 №  25/11 является неправомерным. Указывает, что общество реализовывало право на использование земельного участка, следовательно, нарушений его прав и законных интересов со стороны администрации не усматривается.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, обществу с ограни­ченной ответственностью «Доломит-С» была выдана лицензия от 25.05.2007 серии РЯЗ № 00061 ТЭ на геологическое изучение, разведку и добычу известняков и доломитов на участке недр «Лучка», расположенном в Спасском районе Ря­занской области в 0,5 км юго-восточнее    с. Ухорское. Срок окончания дей­ствия лицензии 01.08.2013 (с учетом решения Министерства природополь­зования и экологии Рязанской области от 23.05.2012 № 22 –              т. 1, л. д. 30, 33, 34).

Представленный в соответствии с лицензией участок недр «Лучка», расположенный в 0,5 км юго-восточнее с. Ухарское Спасского района Ря­занской области, общей площадью 20 га, имеет статус горного отвода.

Общество с ограниченной ответственностью «Доло­мит-С» обратилось к главе администрации Спасского района с заявлением от 25.11.2010 № 25/11 о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося по адресу: Рязанская область, Спасский район согласно прилагаемому плану для осуществления геологического изучения, разведки и добычи из­вестняков и доломитов согласно прилагаемой лицензии РЯЗ № 00061 ТЭ на срок действия лицензии (т. 1, л. д. 37). К заявлению была приложена копия плана горного отвода.

Постановлением главы администрации муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области от 10.12.2010 № 1273 обществу был предоставлен в аренду на срок 11,5 месяцев земельный участок для осуществления геологического изучения, разведки и добычи известня­ков и доломитов, общей площадью 200 000 кв. м, расположенный в 0,5 км юго-восточнее села Ухорское Спасского района Рязанской области (т. 1, л. д. 40).

Между администрацией муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области (арендодатель) и обще­ством с ограниченной ответственностью «Доломит-С» (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка 10.12.2010                 № 14, согласно которому арендодатель предоставляет согласно постановлению администрации му­ниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области от 10.12.2010 № 1273, а арендатор принимает в аренду на срок с 03.12.2010 до 18.11.2011 земельный участок без кадастрового номера, об­щей площадью 200 000 кв. м (далее – участок), расположенный в 0,5 км. к юго-востоку от села Ухорское Спасского района, с разрешенным использованием – для осуществления геологического изучения, разведки и добычи известняков и доломитов.

Согласно передаточному акту от 10.12.2010 к договору аренды земельного участка от 10.12.2010 № 14 арендодатель передал, а арендатор принял земельный участок общей площадью 200 000 кв. м, расположенный в 0,5 км к юго-востоку от села Ухорское Спасского района с разрешенным ис­пользованием – для осуществления геологического изучения, разведки и добычи известняков и доломитов, полученных арендатором на основании договора аренды земельного участка от 06.12.2010 № 14.

Обращаясь в суд с заявлением, общество указало, что со стороны администрации имеет место незаконное бездействие, а именно: не обеспечение выбора земельного участка путем подготовки акта о выборе земельного участка и процедуры его согласования; не утверждение схемы расположения земельного участка на                   кадаст­ровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; не принятие решения об утверждении акта о выборе земельного уча­стка и предварительном согласовании места размещения объекта – границ земельного участка. Указанное бездействие влечет за собой невозможность осуществления следующего этапа по выделению земельного участка, предусмотренного ч. 5 ст. 30 Земельно­го кодекса Российской Федерации – выполнение кадастровых работ и осу­ществление государственного кадастрового учета земельного участка, что, в свою очередь, влечет невозможность завершения всей процедуры по вы­делению земельного участка путем заключения договора аренды для целей недропользования. Считая бездействие администрации незаконным и нарушающим его права в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно положениям статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «Доломит-С» была выдана лицензия от 25.05.2007 серии РЯЗ № 00061 ТЭ на геологическое изучение, разведку и добычу известняков и доломи­тов на участке недр «Лучка», расположенном в Спасском районе Рязанской области в 0,5 км юго-восточнее    с. Ухорское.

Предоставленный в соответствии с лицензией участок недр «Лучка», расположенный в 0,5 км юго-восточнее с. Ухарское Спасского района Ря­занской области, общей площадью 20 га, имеет статус горного отвода.

Следовательно, общество с ограниченной ответственностью «Доло­мит-С» является недропользователем и вправе осуществлять геологическое изучение, разведку и добычу известняков и доломитов на участке недр «Лучка» в Спасском районе Рязанской области в 0,5 км юго-восточнее с. Ухорское. В целях осуществления деятельности по недропользованию общество с ограниченной ответственностью «Доломит-С» обра­тилось к главе администрации Спасского района с заявлением от 25.11.2010 № 25/11 о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося по адресу: Ря­занская область, Спасский район для осу­ществления геологического изучения, разведки и добычи известняков и на срок дейст­вия лицензии.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1               «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специ­альным государственным разрешением в виде лицензии, включающей ус­тановленной формы бланк с Государственным гербом Российской        Федера­ции, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся                          не­отъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные усло­вия пользования недрами. Предоставление земельного участка для прове­дения работ, связанных с геологическим изучением и иным использовани­ем недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Рос­сийской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных ра­бот.

Согласно статье 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах, специальные федеральные законы; к земель­ным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяют­ся, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Феде­рации установлено, что предоставление пользователю недр земельных участков, необходи­мых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, на­ходящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Обязанность уполномоченного органа предоставить земельный уча­сток, необходимый для ведения работ, связанных с использованием недр, только пользователю недр и без проведения торгов обусловлена и требова­ниями норм Закона о недрах, которые устанавливают исключительное пра­во этого лица на пользование недрами, а соответственно и земельным уча­стком.

Из анализа указанных правовых норм следует, что на основании лицензии          серии РЯЗ № 00061 ТЭ земельный участок для пользования недрами для геологиче­ского изучения, разведки и добычи известняков и доломитов на участке недр «Лучка» в Спасском районе Рязанской области в 0,5 км юго-восточнее с. Ухорское, должен быть предоставлен ООО «Доломит-С» администрацией в порядке п. 2.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации регламентиро­вано два порядка предоставления для строительства земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственно­сти: с проведением работ по их формированию с предварительным согла­сованием мест размещения объекта и без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах).

Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации уста­новлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым пре­дусмотрен: выбор земельного участка и принятие решения о предваритель­ном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении зе­мельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного уча­стка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 указанного Кодекса исполнительного органа государственной власти обес­печивает выбор земельного участка на основе документов государственно­го кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее гра­ницах посредством определения вариантов размещения объекта и проведе­ния процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными за­конами, с соответствующими государственными органами, органами мест­ного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федера­ции результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для ус­тановления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы рас­положения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадаст­ровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Как следует из материалов дела, ответчик не обеспечил выбор земельного участка путем подготовки акта о выборе земельного участка и процедуры его согласования, не утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также не принял решения об утверждении акта о выборе зе­мельного участка и предварительном согласовании места размещения объ­екта – границ земельного участка. Доказательств обратного в суд не представил.

Таким образом, поскольку администрация муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области не совершила действий, преду­смотренных вышеуказанными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация нарушает права и законные интересы общества с ограни­ченной ответственностью «Доломит-С». Нерассмотрение

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по делу n А68-3910/12. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также