Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу n А09-9815/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

03 июля 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Тула

Дело № А09-9815/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2013

Постановление изготовлено в полном объеме 03.07.2013

           Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Тимашковой Е.Н., судей Байрамовой Н.Ю. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., в отсутствие представителей истца – ЗАО «Жилстройсервис» (Тульская область, Щекинский район,                 г. Советск, ОГРН 1077151001311, ИНН 7107516785), ответчика – муниципального образования городского округа «город Фокино» в лице администрации города Фокино и финансового управления администрации города Фокино (Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино) и третьего лица: открытого акционерного общества «Брянские коммунальные системы» (г. Брянск), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего                        ЗАО «Жилстройсервис» Скобелина А.А. на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.04.2013 по делу № А09-9815/2012 (судья Супроненко В.А.), установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Жилстройсервис» в лице конкурсного управляющего Скобелина А. А. (далее – истец, общество)  обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к муниципальному образованию городскому округу «город Фокино» в лице Администрации города Фокино и Финансового управления Администрации города Фокино (далее – ответчик) о взыскании денежных средств в размере 1 378 903 рублей.

К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Брянские коммунальные системы».

Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.  Судебный акт мотивирован тем, что истцом не доказан факт несения убытков в заявленном размере.

В апелляционной жалобе истец просит данное решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Тульской области от 05.09.2011 по делу № А68-4869/2011 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Тульской области от 22.08.2012 по делу                   № А68-4869/2011 конкурсным  управляющим  утвержден  Скобелин  Александр    Анатольевич.

Согласно пункту 1.11 устава  общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиал  и  представительство  осуществляют  деятельность  от  имени создавшего их общества.

На основании пункта 1.12 устава общество имеет филиал «Фокиножилстрой»                   ЗАО «Жилстройсервис».

Между администрацией города Фокино Брянской области и филиалом «Фокиножилстрой» ЗАО «Жилстройсервис» 01.10.2009 было заключено соглашение о   предоставлении в 2009 году субсидий предприятиям и организациям, оказывающим   услуги и выполняющим работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее –соглашение), на основании которого ответчик обязался предоставлять в 2009 году субсидии истцу в целях компенсации выпадающих доходов и услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых домах г. Фокино, пользующихся услугами поставщика тепла ОАО «Брянские коммунальные системы», за период с 01.10.2008 по 30.09.2009 в размере 1 378 903 рублей.

На основании пункта 1.2 соглашения расчет выпадающих доходов на предоставляемые услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых домах                       г. Фокино является неотъемлемым приложением к соглашению. Согласно данному расчету за период с октября 2008 года по сентябрь 2009 года размер выпадающих доходов составил 1 378 903 рубля.

Свою обязанность по предоставлению субсидии в целях компенсации выпадающих доходов в размере 1 378 903 рублей ответчик не исполнил, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не доказан факт несения убытков в заявленном размере.

Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Брянской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция соглашается с таким выводом по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Порядок возмещения убытков регулируется общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

  Статьей  15 ГК РФ предусмотрено,  что  лицо,  право  которого  нарушено,  может  требовать полного возмещения причиненных  ему  убытков,  если  законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право  нарушено,  произвело  или  должно  будет  произвести для  восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его  имущества (реальный ущерб), а также неполученные  доходы, которые это лицо  получило  бы  при  обычных  условиях  гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

  В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому  лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению  Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или  муниципальным образованием.

  Для возмещения убытков по общему правилу необходимы следующие условия:

–  совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия);

–  наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера;

– наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками; – наличие вины лица, допустившего правонарушение.

  В связи с этим лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вышеперечисленного состава правонарушения, а также размер подлежащих возмещению убытков.

  Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий исключает возможность применения ответственности в виде убытков и влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований об их возмещении.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 2                     БК РФ).

В соответствии со статьями 8, 14 БК РФ одним из бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации является установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Решением Совета народных депутатов городского округа «город Фокино» от 15.12.2008 № 3-979 утвержден «Порядок предоставления за счет средств бюджета городского округа «город Фокино» субсидий предприятиям и организациям, оказывающим услуги и выполняющим работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым:

– субсидии предоставляются на безвозмездной, безвозвратной основе в целях возмещения убытков, затрат, разницы в ценах (в тарифах) (пункт 1.2),

– субсидии из бюджета города выделяются в целях возмещения убытков, связанных с оказанием услуг населению и выполнением городских социально-экономических заказов, а также финансирования затрат по поставке теплоресурсов для муниципальных нужд города (пункт 3.1),

– субсидии из бюджета города выделяются на возмещение разницы в тарифах по отоплению и горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, образовавшейся в результате регулирования цен и тарифов для населения (пункт 3.2),

– средства для финансирования расходов по статье «субсидии» предусматриваются решением Совета народных депутатов городского округа «город Фокино» о бюджете города на ткущий финансовый год (пункт 3.3),

– объем субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепло и холодную воду определяется как разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения, утвержденными решением Совета народных депутатов городского округа «город Фокино» (пункт 4.1),

– предоставление администрацией городского округа бюджетных средств субсидий предприятиям и организациям осуществляется на основании заключенных соглашений и договоров в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в городском бюджете на текущий финансовый год (пункт 4.5),

– предоставление субсидий на возмещение убытков осуществляется в пределах выделенных лимитов, но не свыше фактически сложившихся убытков (пункт 4.6).

Из вышеуказанных норм права следует, что:

– субсидии из бюджета города Фокино могут выделяться только на возмещение разницы в тарифах по отоплению и горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, образовавшейся в результате регулирования цен и тарифов для населения,

– субсидии для возмещения разницы в тарифах по отоплению и горячему водоснабжению могут выделяться из бюджета города Фокино только в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в городском бюджете на текущий финансовый год.

Как усматривается из материалов дела, соглашением от 01.10.2009 о предоставлении в 2009 году субсидий предприятиям и организациям, оказывающим услуги и выполняющим работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, заключенным между обществом и администрацией города Фокино, предусмотрено:

1) предметом настоящего соглашения является предоставление в 2009 году получателю за счёт средств бюджета городского округа «город Фокино» субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях компенсации выпадающих доходов на услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых домах г. Фокино, пользующихся услугами поставщика тепла ОАО «Брянские коммунальные системы», за период времени с 01.10.2008 по 30.09.2009 в объеме 1 378 903 рублей (пункт 1.1),

            2) администрация обязуется предоставлять в 2009 году субсидии получателю на компенсацию выпадающих доходов на услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых домах г. Фокино в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа «город Фокино» на 2009 год (пункт 2.1.1).

При этом бюджетом городского округа «город Фокино» на 2009 год предусмотрено выделение денежных средств на предоставление субсидий юридическим лицам по статье «Коммунальное хозяйство» в размере 83 тыс. рублей.

Платежным поручением от 22.10.2009 № 39019 администрация города Фокино перечислила истцу 83 тыс. рублей в качестве возмещения разницы в тарифах по теплоснабжению (ЗАО «ФКСМ»).

В качестве обоснования заявленных к взысканию убытков истцом представлены следующие документы:

– соглашение от 01.10.2009 о предоставлении в 2009 году субсидий предприятиям и организациям, оказывающим услуги и выполняющим работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства,

– расчет выпадающих доходов,

– договор от 01.10.2008 № 052-11111085 энергоснабжения тепловой энергий,

– акты приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг),

– расшифровки услуг.

Между тем из условий соглашения от 01.10.2009 следует, что его предметом

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу n А62-3688/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также