Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу n А62-1172/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)29 августа 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело А62-1172/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2013 Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2013 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Дорошковой А.Г., Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Смолстройпроект» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.05.2013 по делу № А62-1172/2013 (судья Алмаев Р.Н.), установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Смолстройпроект» (далее – заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – ответчик, департамент), изложенного в письме от 07.12.2012 № 22558/08 в осуществлении процедуры выбора земельного участка расположенного в городе Смоленске по улице Маршала Еременко площадью 3000 кв. м и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства – объекта торговли; также просило обязать департамент восстановить нарушенное право путем направления заявления о выборе земельного участка с соответствующими документами в администрацию г. Смоленска. Решением арбитражного суда от 16.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Общество с ограниченной ответственностью «Смолстройпроект» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что департамент отказал обществу в рассмотрении заявления об осуществлении выбора земельного участка, не направив соответствующего обращения в администрацию города Смоленска, нарушив, таким образом, положения Земельного кодекса Российской Федерации. Полагает, что оснований для применения п. 5 постановления от 16.11.2012 № 885 в данном случае не имеется. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению. Как следует из материалов дела, ООО «Смолстройпроект» обратилось в Департамент с заявлением от 23.11.2012 об осуществлении выбора земельного участка, расположенного в городе Смоленске по улице Маршала Еременко площадью 3 000 кв. м и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства – объекта торговли. Земельный участок испрашивается для приобретения в аренду. Департамент в письме от 07.12.2012 № 22558/08 указал, что в связи с наличием нескольких обращений заинтересованных лиц в отношении испрашиваемого земельного участка, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, областным законом от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске» и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», департаментом принято решение о формировании его для предоставления с аукциона для строительства гостиницы (приказ департамента от 14.09.2012 № 1547). Право на заключение договора аренды земельного участка будет предоставлено по результатам торгов. В торгах может принять участие любое физическое и юридическое лицо, договор аренды будет заключен с победителем торгов. Извещение о проведении торгов будет опубликовано в общественно-политической газете «Смоленская газета». На основании изложенного департамент пояснил, что удовлетворить просьбу по существу обращения не представляется возможным. Полагая, что отказ департамента, изложенный в письме от 07.12.2012 № 22558/08, в осуществлении процедуры выбора земельного участка не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, препятствует осуществлению заявителем установленных названными нормами прав, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ). В силу части 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Согласно пунктам 2, 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. На этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в заявлении, на участке, выбранном для строительства. Уполномоченный орган вправе утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства. Согласно разделу 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске» лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия. В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта. На основании постановления администрации Смоленской области от 09.12.2008 № 690 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков, осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. Администрация г. Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка, что установлено пунктами 2, 3, 5 Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 № 2036-адм. Как следует из материалов дела, департамент отказал обществу в рассмотрении заявления об осуществлении выбора земельного участка, не направляя соответствующего обращения в орган местного самоуправления – администрацию города Смоленска. Как следует из положений статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 19.03.2007 № 92, именно орган местного самоуправления – администрация г. Смоленска определяет возможность формирования земельного участка для испрашиваемых целей. Вместе с тем пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, невозможно без проведения торгов. Указанный перечень случаев установлен администрацией Смоленской области в постановлении от 16.11.2012 № 885, в пункте 5 которого определено, что для строительства объектов торговли предоставление в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске, осуществляется исключительно на торгах. Апелляционным судом отклоняется ссылка жалобы на отсутствие оснований для применения п. 5 постановления от 16.11.2012 № 885 на основании следующего. На момент рассмотрения спора постановление № 885 является действующим. После принятия и опубликования постановления № 885 установленные им ограничения должны учитываться уполномоченным органом. Заявление общества о предварительном согласовании поступило в департамент до принятия указанного постановления. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В данном случае с учетом положений пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что отношения по предоставлению земельных участков, регулируемые постановлением № 885, критериям равенства, автономии воли и самостоятельности участников не отвечают, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанный нормативно-правовой акт не является актом гражданского законодательства и к нему не применимы правила статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950). Вместе с тем подобных доказательств общество не представило. Кроме того принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав. Согласно п. 5 постановления Конституционного Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу n А54-5692/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|