Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу n А54-5389/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

30 августа 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                        Дело № А54-5389/2012

Резолютивная часть постановления объявлена   29.08.2013

Постановление изготовлено в полном объеме    30.08.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Дорошковой А.Г., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем   Феоктистовой Д.О., при    участии от ответчика – Варзина В.А (доверенность от 01.04.2013 № 21), в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.06.2013 по делу   № А54-5389/2012 (судья Митяева Л.И.), установил следующее.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд  с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская    ТЭЦ»   в лице     Рязанского      филиала (далее – общество) о взыскании 2 439 521 рублей   75     копеек     задолженности      по     договору    аренды  земельного     участка  от 23.06.2009  № А 013-09  за период с 15.03.2011 по 15.03.2012  и  561 509 рублей 54 копеек пени за просрочку платежей.

Решением суда от  04.06.2013 исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

Распоряжением Управления  от 23.06.2009 № 402-р обществу с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ» был предоставлен  в аренду сроком до 31.12.2041  земельный участок площадью 66445 кв. м. с кадастровым номером 62:29:013:0002:255  для обслуживания сооружений мазутного хозяйства.  Местоположение участка  установлено относительно ориентира «нежилое здание», расположенного в границах участка по адресу: Рязанская область, г. Рязань, р-н Южный промузел, 23 (Октябрьский округ) (т. 1, л. д. 19).

23.06.2009 сторонами заключен договор аренды № 013-09  указанного земельного участка в границах согласно  кадастровой карте (плану),  являющейся  неотъемлемой частью  договора (приложение № 1). Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области 30.07.2009 (т. 1,  л. д. 16).

Дополнительным соглашением от  25.08.2009  № 1  стороны определили, что условия договора аренды  применяются к фактически сложившимся до его заключения отношениям  по пользованию земельным участком с кадастровым номером 62:29:0130002:255, возникшим с 06.06.2009, при этом оформление акта приема-передачи не требуется.

Согласно пункту 3.1  размер арендной платы  на дату заключения договора  определен на основании   отчета   независимого    оценщика     от  16.06.2009  № 691(Экз. № 2) «Об   определении    рыночной ставки арендной платы», выполненного в соответствии с требованиями законодательства в сфере оценочной деятельности, и  составлял  2326000 рублей в год  или  581500 рублей в квартал. Плата  подлежала  внесению равными долями ежеквартально в срок не   позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября календарного года по действующим в расчетном периоде ставкам арендных платежей  путем ее перечисления в федеральный бюджет (пункты 3.2, 3.3 договора).

Пунктами 3.7, 3.8 договора установлено, что размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год,  в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, кроме случаев, когда федеральным законом предусмотрен иной минимальный срок пересмотра арендной платы. Размер арендной платы пересматривается также в случае установления федеральным законодательством (законами и/или постановлениями Правительства РФ) иного порядка исчисления арендной платы за земли, являющиеся собственностью РФ.

Согласно пункту 5.2. договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор уплачивает пеню из расчета 0,1 % от размера невнесенной в срок арендной платы за каждый календарный день просрочки. Уплата пени не освобождает арендатора от оплаты задолженности по арендной плате, явившейся основанием для ее начисления.

Впоследствии распоряжением  Управления  от 11.09.2009  № 582-р земельный   участок     с   кадастровым  номером    62:29:0130002:255  общей  площадью 66445 кв. м был разделен на   7 земельных   участков с кадастровыми номерами  62:29:0130002:290, 62:29:0130002:291, 62:29:0130002:292, 62:29:0130002:293, 62:29:0130002:294, 62:29:0130002:295, 62:29:0130002:296, на которые право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном порядке (т. 1, л. д. 74-80, 105).

Оценивая правомерность требования  Управления относительно  всего  земельного  участка площадью 66445 кв. м,  суд руководствовался   правовой позицией Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении  от 22.04.2008 N 16975/07.  При образовании земельного участка природный  объект не исчезает, меняется лишь описание границ (п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации), в связи с чем требование Управления правомерно.

 В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Вместе с тем суд не согласился с расчетом задолженности, составленным истцом исходя из размера арендной платы, установленной договором 2009 года.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» (далее – Закон № 212-ФЗ) внесены изменения в пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ).

Внесенные Законом № 212-ФЗ изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой  энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»). 

Основным видом деятельности ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» является комбинированная выработка тепловой энергии (теплоносители – горячая вода, пар) и электрической энергии, их отпуск потребителям (в том числе гражданам) посредством сети (тепловых трубопроводов и линий электропередач), обслуживание электрического и иного оборудования теплоэлектростанции, тепловых и электрических сетей.

Деятельность ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в части производства и отпуска электрической энергии регулируется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об элетроэнергетике», в части теплоснабжения – Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Государственное регулирование в отношении тарифов на реализуемую ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» электрическую и тепловую энергию осуществляется в порядке, установленном постановлением    Правительства   Российской Федерации   от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в элетроэнергетике» и главой 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

Соответственно арендные платежи за землю, которые производит  ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», учитываются уполномоченными органами государственного регулирования (ГУ РЭК Рязанской области и ФСТ России) при установлении тарифов на реализуемую тепловую энергию и электроэнергию.

Следовательно, ответчик относится к субъектам естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, поскольку основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Федеральном законе от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ст. 3), следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии по производству и реализации электрической и тепловой энергии потребителям, соответственно, по электрическим и трубопроводным сетям, а также по эксплуатации указанных электрических и тепловых сетей.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 12404/09 от 02.02.2010, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственных (муниципальных) земель относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

              Таким образом, в отношении земельных участков, предназначенных для размещения теплоэлектростанции ответчика, обслуживающих ее сооружений и объектов, относящихся к 10-й группе видов разрешенного использования, подлежат применению ограничение размера арендной платы в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. 

Согласно справкам кадастровая стоимость земельного  участка с кадастровым номером 62:29:0130002:290 составляет 1 499 141 рублей,  земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291 – 17 609 026 рублей 44 копеек, земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:292 – 14 649 575 рублей 64 копеек, земельного   участка с   кадастровым    номером      62:29:0130002:293 – 1 226 730 рублей 60   копеек,     земельного    участка      с    кадастровым    номером     62:29:0130002:294 – 3 394 248 рублей 84 копеек, земельного участка с кадастровым номером  62:29:0130002:295 – 27 064 рублей 56 копеек, земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:296 – 687 792 рублей 84копеек.

Как следует из расчета ответчика, размер арендной платы  за все участки составляет  781873 рублей  в год  или 195468 рублей  25 копеек  в квартал.

            

 Арендная    плата   ответчиком   должна    быть    внесена за 2010 год в размере 781873 рублей,    за    2011 год    – 781873   рублей,   за    первый      квартал 2012 г. – 195468 рублей  25 копеек, а всего 1759214 рублей  25 копеек.

За указанный период  ответчик перечислил  3 066 488 рублей 25 копеек арендной платы  платежными поручениями  от 15.03.2010 № 762,  от 15.06.2010 № 1865,  от 15.09.2010    № 2894,  от 15.11.2010   № 3636, от 16.03.2011  № 109,  № 902, от 15.03.2011  № 903, от 14.06.2011   № 2130, № 2129, №2128,  от 15.03.2012 № № 916 - 922  (т. 1, л. д. 83-99).  

Размер    арендной    платы,   установленной   в   договоре    аренды   от 23.06.2009 № А 013-09,  независимым оценщиком был определен на основании рыночной ставки арендной платы за пользование земельными участками,  исходя из отнесения земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:255 к 9-й группе разрешенного использования.

Между тем решениями Арбитражного суда Рязанской области  по делам № А54-363/2011, № а54-364/2011, № А-54-391/2011, № А54-392/2001, № А54-393/2011, № А54-394/2011, № А54-395/2011, вступившими в законную силу, признана кадастровая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости всех 7 земельных участков, произошедшая вследствие ошибочного отнесения указанных земельных участков в ходе кадастровой оценки земель в 2007 году к 9 группе видов разрешенного использования (вместо 10 группы), что повлекло завышение кадастровой стоимости.

Кроме того, в указанных решениях арбитражным судом изложен вывод о том, что принадлежащие обществу объекты недвижимости, для эксплуатации которых арендуются земельные участки, относятся к объектам электроэнергетики. Эти обстоятельства в силу статьи 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь в рамках настоящего дела.

Исправление ошибок в сведениях, содержащихся в документах, представленных для кадастрового учета, направлено на исправление внесенных в кадастр недостоверных сведений об уникальных характеристиках объекта в документах  кадастрового учета и вносится обратным числом на текущую дату, в том числе по решению суда.

Истец не учел эти обстоятельства в своем расчете задолженности по арендной плате.

По заявке ответчика  ООО «Независимый центр оценки и экспертиз» произведена экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, расположенных по

адресу: г. Рязань,  р-н Южный промузел, 23 (Октябрьский район) и рыночной ставки арендной платы за пользование последними по состоянию на 01.01.2010 года, с учетом отнесения спорных земельных участков к 10-й группе разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу n А23-1268/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также