Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу n А68-1908/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

04 сентября 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                       Дело №  А68-1908/2013

Резолютивная часть постановления объявлена   28.08.2013

Постановление изготовлено в полном объеме    04.09.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В., судей Тимашковой Е.Н. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В.,  при участии представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Туладорбезопасность» (г. Тула, ОГРН 1027100978475, ИНН 7107047068) – Князева Е.А. (доверенность от 29.07.2013 № 51) и заинтересованного лица – управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области                (г. Тула, ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065) – Черкашиной О.Н. (доверенность                от 18.09.2012 № 02/1-23/69), в отсутствие заинтересованных лиц:  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (г. Тула,  ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491) и отдела внутренних дел России по Киреевскому району Тульской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Туладорбезопасность» на решение Арбитражного суда Тульской области  от 11.07.2013 по делу № А68-1908/2013, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Туладорбезопасность» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным отказа управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее – управление Росреестра), выраженного в письме от 02.11.2012 № 12/018/2012-204, в государственной регистрации договора аренды нежилого помещения в здании, расположенном по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Дорожников, д. 5.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее – управление Росимущества) и отдел внутренних дел России по Киреевскому району Тульской области (далее – отдел).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Суд первой инстанции указал, что заявителем в регистрационный орган не представлены документы, подтверждающие изъятие имущества, находящегося в оперативном управлении отдела либо документы, подтверждающие, что передаваемое              в аренду имущество является излишним, неиспользуемым либо используется не по назначению, а также кадастровый паспорт помещения, являющегося предметом договора аренды.

Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды является непредставление   документов, свидетельствующих об изъятии спорного помещения у отдела либо о том, что передаваемое  в аренду имущество является излишним, неиспользуемым либо используется не по назначению. По мнению общества, отдел имел право распоряжаться находящимся в его оперативном управлении недвижимым имуществом, поскольку договор аренды заключен им с согласия собственника. Кроме того, заявитель указывает, что несоответствие площадей спорного помещения, указанных в договоре и акте                   приема-передачи также не является основанием для отказа в государственной регистрации договора.

Управление Росимущества в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию общества.

Управление Росреестра просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Отдел  отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В судебное заседание управление Росимущества и отдел, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив   доводы  апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя управления, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 21.04.2009 за отделом зарегистрировано право оперативного управление на нежилое здание площадью 443 кв. м, расположенное по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Дорожников, д. 5.

Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним                   (далее – ЕГРП) от 15.05.2013.

В соответствии с указанной выпиской собственником здания является Российская Федерация.

Отдел 15.04.2009 письмом № 34/3692 предложил управлению Росимущества передать в аренду нежилое помещение «Б» площадью 6, 0 кв. м (лит. А,  1 этаж –                         по данным технического паспорта), расположенное в указанном здании,                                путем проведения торгов для размещения офиса.

Распоряжением от 09.07.2009 № 38-р  «О проведении торгов на право заключения договора аренды федерального недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении отдела» управление Росимущества согласилось с данным предложением. Указанным  распоряжением определены организатор торгов и условия их проведения, а также установлено, что в случае непроведения государственной регистрации договора аренды до 01.10.2009 распоряжение утрачивает силу.

28.08.2009 между управлением Росимущества, отделом (владельцем) и                        обществом (арендатором) на основании протокола о проведении торгов от 28.08.2009 заключен договор аренды № В71/04-01-003/0-09, по условиям которого владелец обязался передать, а арендатор принять в пользование нежилое помещение площадью                  6 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Дорожников, д. 5             (1 этаж, лит. А, комната «Б» – по данным технического паспорта), для размещения офиса до 28.08.2014.

Между отделом и обществом 28.08.2009 подписан акт приемки-передачи нежилого помещения площадью 4 кв. м (1 этаж, комнаты № 1 – по данным технического паспорта), расположенного по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Дорожников, д. 5.

Общество 14.09.2012 обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды на нежилое помещение, расположенное по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Дорожников, д. 5.

Управлением Росреестра 02.11.2012 на основании сообщения № 12/018/2012-204 отказано в государственной регистрации договора аренды вышеназванного недвижимого имущества.

Основаниями для отказа послужили непредставление заявителем документов, свидетельствующих об изъятии спорного помещения у отдела либо о том, что передаваемое  в аренду имущество является излишним, неиспользуемым либо используется не по назначению, кадастрового паспорта нежилого помещения, а также несоответствие площадей спорного помещения, указанных в договоре и акте                   приема-передачи.

Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ                              «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).

Согласно пункту 2 статьи 126 Закона № 122-ФЗ с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

Пунктом 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ установлено, что  основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Из пунктов 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 № 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).

В силу пункта 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

Как следует из пункта 2 статьи 17 № 122-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 20 Закона № 122-ФЗ содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.

В силу пунктов 1, 3 статьи 126 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу n А09-5060/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также