Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 по делу n А09-1019/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

11 сентября 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                       Дело №  А09-1019/2013

Резолютивная часть постановления объявлена   04.09.2013

Постановление изготовлено в полном объеме    11.09.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В.,  при участии представителя заинтересованного лица – управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) –  Филилеева Ф.В. (доверенность от 09.01.2013 № 15-48/3), в отсутствие заявителя – территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1093254006317, ИНН 3250511660),  рассмотрев апелляционную жалобу управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области  от 27.06.2013 по делу                                            № А09-1019/2013, установил следующее.

 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее – управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Брянской области к  управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – управление Росреестра) с заявлением о признании незаконным                                           отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации                          от 09.11.2012, изложенного в сообщениях № 03/010/2012-531, № 03/010/2012-531,                           № 03/010/2012-533 и № 03/010/2012-534, на земельные участки: площадью                                47 055 004 кв. м  +-60 022 кв. м с кадастровым номером 32:06:0000000:128, площадью 1 211 131 кв. м +-1156 кв. м с кадастровым номером 32:06:0000000:75, площадью                      14 627 509 кв. м  +-33 465 кв. м с кадастровым номером 32:06:0000000:131, площадью 21 564 230 кв. м +-40 633 кв. м с кадастровым номером 32:06:0000000:130, расположенные по адресу: Брянская область, Дятьковский район, а также понуждении управления Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данные земельные участки.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.06.2013 заявленные требования удовлетворены.

Судебный акт мотивирован тем, что  оспариваемый отказ не соответствует закону, поскольку управлением Росимущества на регистрацию права собственности представлены все необходимые документы, необходимые для такой регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ). При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что управление Росимущества являлось лицом, уполномоченным на обращение в управление Росреестра  с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.

Управление Росреестра просит в апелляционной жалобе отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, свидетельство от 17.03.1995 № 4  на бессрочное (постоянное) пользование землей, выданное администрацией Дятьковского района Брянской области (далее – администрация), не является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации и содержит сведения об ином земельном участке. Управление Росреестра полагает, что с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо, поскольку полномочия собственника в отношении спорных земельных участков осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России). Кроме того, податель жалобы указывает, что заявитель не представил документы, на основании которых произведено образование данных земельных участков.

Управление Росимущества просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебное заседание управление Росимущества, надлежащим образом извещенное о месте и времени его проведения, не явилось, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив   доводы  апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя управления Росреестра, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 21.09.2012 управление Росимущества обратилось в управление Росреестра с заявлениями № 03/010/2012-531, № 03/010/2012-531,                                № 03/010/2012-533 и № 03/010/2012-534 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 32:06:0000000:128 общей площадью 47 055 004 кв. м, 32:06:0000000:75 общей площадью 1 211 131 кв. м, 32:06:0000000:131 общей площадью 14 627 509 кв. м, 32:06:0000000:130 общей площадью 21 564 230 кв. м, расположенные по адресу: Брянская область, Дятьковский район, образованные в результате раздела единого земельного участка общей площадью   81 360 000 кв. м.

Сообщениями Росреестра от 09.11.2012 № 03/010/2012-531, № 03/010/2012-531,                    № 03/010/2012-533 и № 03/010/2012-534 управлению Росимущества отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки в связи с обращением с заявлением ненадлежащего лица и непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав.

Не согласившись с данным отказом, управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствует закону, поскольку заявителем на регистрацию права собственности представлены все необходимые документы.

Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ  государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ установлено, что  основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Из пунктов 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 № 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).

В силу пункта 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

Как следует из пункта 2 статьи 17 № 122-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 20 Закона № 122-ФЗ содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.

Как следует из материалов дела, земельный участок общей площадью                                      81 360 000 кв. м (8136 га) предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования                                  элитно-семеноводческому хозяйству «Дятьково» на основании постановления администрации Дятьковского района Брянской области от 28.01.1993 № 68.

На основании указанного постановления администрацией элитно-семеноводческому хозяйству «Дятьково» 17.03.1995 выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 8136 га с целевым назначением использования – для сельскохозяйственного производства.

Правопреемником совхоза «Дятьково» являлось федеральное государственное унитарное предприятие элитно-семеноводческое хозяйство «Дятьково» Российской академии сельскохозяйственных наук, которое, в свою очередь, было передано Россельхозакадемии в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Российской академии сельскохозяйственных наук от 02.10.1991г. №976/48-пк (пункт 1 Устава ФГУП «Дятьково» Российской академии сельскохозяйственных наук).

В Единый государственный реестр юридических лиц 26.11.2002  внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1023200528042 о юридическим лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года – государственном унитарном предприятии элитно-семеноводческое хозяйство «Дятьково» Всероссийского научно-исследовательского института кормов имени В.Р.Вильямса Российской академии сельскохозяйственных наук (далее – предприятие).

Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

При этом в соответствии со статьей  8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Исходя из положений части 2 статьи 16, части 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 по делу n А62-2556/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также