Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по делу n А09-5270/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

12 декабря 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                        Дело № А09-5270/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2013

Постановление изготовлено в полном объеме 12.12.2013

          Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Е.А., при участии от истца – индивидуального предпринимателя Иванова Андрея Викторовича (город Карачев Брянской области, ОГРНИП 313325616100067, ИНН 321400198936) – Романова Р.П. (доверенность от 17.06.2013), от ответчика – управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) – Телелеева Ф.В. (доверенность от 09.01.2013), от третьих лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Брянской области – Жепнизирова О.В. (доверенность от 28.01.2013), правительства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) – Савенко В.В. (доверенность от 25.09.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании,  проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Брянской области, апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.09.2013 по делу № А09-5270/2013                                 (судья Терешин А.В.), установил следующее.

          Индивидуальный предприниматель Иванов Андрей Викторович (далее – истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (далее – кадастровая палата, учреждение),  управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – управление) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:10:0360416:36, площадью 1278 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Карачевский район, г. Карачев,                               ул. Первомайская, д. 269 (здание ВОМ), в размере 482 тыс. рублей, что соответствует рыночной стоимости данного земельного участка (с учетом уточнения).

          К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Брянской области.

          В ходе судебного заседания истец заявил ходатайство о привлечении                                  ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

           Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.09.2013 исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:10:0360416:36, площадью 1278 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Карачевский район, г. Карачев, ул. Первомайская, д. 269 (здание ВОМ), установлена в  размере 482 тыс. рублей, что соответствует рыночной стоимости данного земельного участка.

            В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу.  

В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель, опровергая изложенные в ней доводы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные  выводы, в связи с чем  просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

           Как усматривается из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит здание ВОМ, расположенное по адресу: Брянская область, Карачевский район, г. Карачев, ул. Первомайская, д. 269, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.02.2010 № 32-АГ 652374.

          Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 32:10:0360416:36, площадью 1278 кв. м.

           На основании постановления администрации Брянской области от 03.12.2012                         № 1114 установлена ставка выкупа земельных участков, которая составляет 10-кратную ставку земельного налога для земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Карачевский район, г. Карачев, ул. Первомайская, д. 269.

          Согласно сведениям управления кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 3 786 611 рублей 76 копеек.

          Ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.

           Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

           Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.

            В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

            Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

           В соответствии со статьей 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

           Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 (далее – Правила).

           Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

           В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

           Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

           В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ                      «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

           Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

– недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

– установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

           К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

– кадастровый паспорт объекта недвижимости;

– нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

– отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

– положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.

           В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

           В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

           Таким образом, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

           В связи с этим статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

           Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).

          При этом в силу статьи 24.13 Закона № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

          Как усматривается из материалов дела, в 2012 году по заказу ответчика была проведена массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков в Брянской области, которые на тот момент были учтены в кадастре недвижимости. Результаты данной оценки были утверждены постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112, в приложениях которой перечислены кадастровые номера всех оцененных земельных участков с указанием их новой кадастровой стоимости.

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по делу n А62-5299/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также