Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу n А62-1285/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

13 августа 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Тула

Дело № А62-1285/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2014

Постановление изготовлено в полном объеме  13.08.2014

Судья  Двадцатого  арбитражного апелляционного суда  Мордасов Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания               Батуровой И.В., в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Русская пашня - Запад» (Смоленская область, Руднянский район, д. Березино,                             ОГРН 1076713000760, ИНН 6713007909), заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям  (г. Смоленск, ОГРН 1083254001280, ИНН 3245501056), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Русская пашня - Запад» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.06.2014 по делу № А62-1285/2014 (судья Еремеева В.И.), принятое в порядке упрощенного производства, установил  следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Русская пашня-Запад» (далее – общество, ООО «Русская пашня-Запад») обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее – управление, административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 13.02.2014 № СМ-ЮЛ-3Н-0561-028/14.

Дело принято к производству арбитражного суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения.

В апелляционной жалобе общество просит данное решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции указывает, что наличие сорных растений в зимний период при наличии снежного покрова не может свидетельствовать о неиспользовании спорного земельного участка для сельскохозяйственного производства, о непринятии мер по выполнению требований и мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.

Заявитель полагает также, что визуального осмотра земельного участка недостаточно для определения конкретных показателей зарастания земельного участка сорной растительностью, залесенности и закустаренности и отражения таких сведений в акте осмотра.      

В отзыве на апелляционную жалобу управление, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.  

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, управление  направило  ходатайство о рассмотрении  жалобы в отсутствие его представителей,  в связи с чем дело  рассматривается в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства,  суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

 Как следует из материалов дела, на основании приказа управления от 09.12.2013 № 647 «О проведении мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений земельного законодательства Российской Федерации на территории Руднянского района Смоленской области» в период с 12 по 27 декабря 2013 года на вышеуказанной территории  проведены  проверочные мероприятия.

Сотрудниками управления 13.12.2013 составлен акт осмотра земельного участка площадью 16,65 га, с кадастровым номером 67:16:0010102:240, расположенного по адресу: Смоленская область, Руднянский район, западнее автодороги Понизовье-Никонцы, в котором отражено наличие на земельном участке сорной растительности: полынь, пижма, репейник, бодян полевой и др., высотой до 80 см, площадь зарастания 100 % от общей площади участка; древесно-кустарниковой растительности (ива, береза), высотой до 1,5 м, залесенность и закустаренность составляет 5,5 га (30 %); наличие следов ведения сельскохозяйственного производства или использования земельного участка для целей, связанных с сельскохозяйственным производством не обнаружено.

В ходе осмотра были сделаны фотографии из точки № 1, указанной в плане-схеме земельного участка.

Осмотр земельного участка проводился в условиях естественного освещения.

Идентификация границ земельного участка на местности проводилась с помощью GPS-навигатора Garmin eТrex. Фотосъёмка осуществлялась с помощью фотоаппарата Nicon Coolpix s3000.

С целью установления правообладателя земельного участка административным органом 13.12.2013 был сделан соответствующий запрос в Управление Росреестра по Смоленской области.

Из представленной выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.12.2013 №00/009/2013-29055 следует, что земельный участок земельный участок площадью 166500 кв. метров с кадастровым номером 67:16:0010102:240, расположенный по адресу: Смоленская область, Руднянский район, западнее автодороги Понизовье-Никонцы, ограниченный с севера и юга лесополосой, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, для производства сельскохозяйственной продукции, принадлежит на праве собственности ООО «Русская пашня-Запад».

В связи с наличием признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерацити от 23.04.2012 № 369, с учетом характера выявленной в ходе осмотра растительности, отсутствием следов ведения сельскохозяйственного производства, задернованностью и закочкаренностью земельного участка, 16.12.2013 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора управления вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением управления от 16.01.2014 срок проведения административного расследования по делу был продлен на один месяц.

Усмотрев в действиях общества состав  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управление 28.01.2014 составило  протокол об административном правонарушении № СМ-ЮЛ-ЗН-0551-007/14.

В тот же день было вынесено предписание № СМ-ЗН-0551-007/14 об устранении нарушений требований земельного законодательства.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника отдела земельного надзора управления  вынес постановление от 13.02.2014     № СМ-ЮЛ-ЗН-0561-028/14 о назначении  обществу административного наказания в виде административного  штрафа в размере 45 000 рублей.

Не согласившись с данным  постановлением, ООО «Русская пашня-Запад» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Смоленской области исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия оснований для применения                             статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв                   от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими),– в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Таким образом, как справедливо отмечено  судом первой инстанции, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и  кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.

В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.

На основании ГОСТ 16265-89 «Земледелие. Термины и определения»                                      под обработкой почвы следует понимать воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков.

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу n А09-9508/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также