Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу n А09-11243/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

22 октября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

     Дело № А09-11243/2013     

Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2014

Постановление изготовлено в полном объеме  22.10.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии истца – закрытого акционерного общества «Брянскнефтепродукт» (город Брянск, ОГРН 1023202736138, ИНН 3201000493) – Мацепуро Г.А. (доверенность от 01.01.2014 № 1), Злотника Я.А. (доверенность от 01.10.2014 № 43), в отсутствие ответчиков – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597), Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) и третьих лиц – Правительства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525), администрации города Сельцо (город Сельцо Брянской области, ОГРН 1023202136759, ИНН 3205000381), администрации Рогнединского района (поселок Рогнедино Брянской области, ОГРН 1023201740100, ИНН 3225000340), администрации города Стародуб (город Стародуб Брянской области, ОГРН 1023200976501, ИНН 3227003153), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 по делу № А09-11243/2013 (судья Прокопенко Е.Н.), установил следующее.

ЗАО «Брянскнефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (далее – Управление Росреестра по Брянской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок № 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 в размере 1 713 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 в размере 1 937 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 в размере 1 134 000 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 1, л. д. 9 – 14; т. 2, л. д. 33 – 34).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Брянской области (далее – правительство), администрация города Сельцо, администрация Рогнединского района, администрация города Стародуб.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок № 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 в размере 1 713 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 в размере 1 937 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 в размере 1 134 000 рублей (т. 2, л. д. 81 – 89).

Не согласившись с судебным актом, правительство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований (т. 2, л. д. 114 – 117). Заявитель жалобы полагает, что экспертом при проведении экспертизы были допущены нарушения, рыночная стоимость земельных участков определена неверно. По мнению заявителя, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, определяют экономический интерес не только правообладателей земельных участков, но и муниципальных образований. Заявитель жалобы отметил, что земельный налог в полном объеме поступает в доход местного бюджета города Сельцо, Рогнединского района, города Стародуба и учитывается в составе бюджета Брянской области, однако, к участию в деле в качестве третьего лица не был привлечен Департамент финансов Брянской области.

В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО «Брянскнефтепродукт» просит судебный акт оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения (т. 2, л. д. 151 – 153). Истец отметил, что эксперт в судебном заседании дал ответы на поставленные сторонами вопросы, представил письменные пояснения по всем возражениям правительства; доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость земельных участков определена неверно, ответчиками и третьими лицами не представлено, ходатайств о повторной или дополнительной экспертизе в адрес суда не направлялось, доказательства неполноты, наличия противоречий в заключении эксперта отсутствуют в материалах дела. По мнению истца, муниципальные органы вправе провести анализ размера кадастровой и рыночной стоимости земельных участков и обратиться с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в случае ее занижения, а также обеспечить проведение судебной экспертизы за свой счет.

В заседании суда апелляционной инстанции представители истца не согласились с доводами жалобы, просили решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения. Ответчики и третьи лица в судебное заседание не явились.

Правительство направило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (т. 2, л. д. 145), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба, с учетом отсутствия возражений со стороны представителей истца, рассматривалась в отсутствие ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

ЗАО «Брянскнефтепродукт» является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок № 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001; по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью               10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008; по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 09.12.2003 серии 32 АБ № 064129, от 24.11.2005 серии 32 АГ № 047497, от 30.11.2003 серии 32 АБ № 059845 (т. 1, л. д. 41 – 43).

Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.

В результате проведенной государственной оценки, согласно кадастровым справкам, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок № 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 составила 23 430 316 рублей 70 копеек; кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 составила 6 859 443 рубля 08 копеек; кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 составила 6 279 227 рублей 86 копеек (т. 1, л. д. 16 – 18).

Вместе с тем согласно отчету об определении рыночной стоимости земельных участков от 31.05.2013 № 01-75-13, выполненному ООО «Брянск Эксперт Оценка», по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:32:010901:0001 составила 5 405 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 32:23:400301:0008 – 5 345 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 32:21:090108:0002 – 2 946 000 рублей (т. 1, л. д. 23 – 37).

Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, ЗАО «Брянскнефтепродукт» обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточнения заявленных требований)           (том 1, л. д. 9 – 14; т. 2, л. д. 33 – 34).

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Ко­дексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федераль­ному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недви­жимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыноч­ная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта не­движимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельно­сти.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится го­сударственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Прави­лами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержден­ными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения ка­дастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством када­стра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства када­стра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оцен­ке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в со­ставе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на   01 января года путем проведения работ по государственной кадаст­ровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях опреде­ления рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного уча­стка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого зе­мельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в преж­ней, так и в действующей редакции допускает не только определение када­стровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а так­же возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости зе­мельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.

Такое

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу n А62-1482/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также