Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу n А09-10956/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

23 октября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А09-10956/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  23.10.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 23.10.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии от истца – закрытого акционерного общества «Брянскнефтепродукт» (г. Брянск,                                  ОГРН 1023202736138, ИНН 3201000493) – Мацепуры Г.А. (доверенность от 01.01.2014), Толстовой Е.Н. (доверенность от 01.01.2014), от третьего лица – правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) – Черновой Ю.Ю. (доверенность от 10.09.2014), в отсутствие представителей ответчиков – Федерального государственного бюджетного учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области (г. Брянск,                                ОГРН 1027700485757, ИНН 77054013400), управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области                    (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365), третьих лиц – территориальное управление Росимущества по Брянской области (г. Брянск,   ОГРН 1033265030259,                  ИНН 3234052458), муниципальное образование «Брянский район» в лице администрации Брянского района (г. Брянск), уведомленных надлежащим образом, в присутствии эксперта ООО «Брянск Эксперт Оценка» Беспалова Сергея Вячеславовича, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области 23.07.2014 по делу № А09-10956/2013 (судья  Прокопенко Е.Н.), установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Брянскнефтепродукт» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (далее – кадастровая палата) и управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (далее – управление) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район,                        с. Супонево, ул. Шоссейная, 10, АЗС № 42, общей площадью 14 632,9 кв. м, кадастровый номер 32:02:0160103:167, в размере 10 564 954 рублей, земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Глинищево,                                  ул. П.М. Яшенина, д. 63, общей площадью 2896,8 кв. м, кадастровый номер 32:02:0010113:1, в размере 1 762 853 рублей (с учетом уточнения).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Брянской области, ТУ Росимущества по Брянской области, МО «Брянский район» в лице администрации Брянского района.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 уточненные исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, правительство Брянской области подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт,

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, общество на основании договоров аренды от 11.12.2001 № 263 и от 11.12.2001 № 262 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево,                                 ул. Шоссейная, 10, АЗС № 42, общей площадью 14 632,9 кв. м, кадастровый номер 32:02:0160103:167, и земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Глинищево, ул. П.М. Яшенина, д. 63, общей площадью 2896,8 кв. м, кадастровый номер 32:02:0010113:1, соответственно.

Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.

Согласно кадастровым справкам, выданным ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области, в соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, 10, АЗС № 42, общей площадью 14 632,9 кв. м, кадастровый номер 32:02:0160103:167, составила 43 564 618 рублей 51 копейка, кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Глинищево,                          ул. П.М. Яшенина, д. 63, общей площадью 2896,8 кв. м, кадастровый номер 32:02:0010113:1, составила 4 029 564 рубля 67 копеек.

Вместе с тем согласно отчету от 21.05.2013 № 01-75/1-13 об определении рыночной стоимости земельных участков на 01.01.2013, выполненному ООО «Брянск Эксперт Оценка», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160103:167 составила 9 253 тыс. рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0010113:1 составила 1 763 тыс. рублей.

Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков завышена, истец обратился в арбитражный суд.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ                                  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости –  метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости») (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11).

В подтверждение своей позиции истцом в материалы дела был представлен отчет от 21.05.2013  №01-75/1-13 об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненный ООО «Брянск Эксперт Оценка» на 01.01.2013, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160103:167 составила                            9 253 тыс. рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0010113:1 составила 1 763 тыс. рублей.

 Поскольку статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика судом по ходатайству истца назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010, проведение которой было поручено эксперту ООО «Брянск Эксперт Оценка» Беспалову Сергею Вячеславовичу.

Согласно заключению эксперта ООО «Брянск Эксперт Оценка» Беспалова Сергея Вячеславовича от 28.05.2014 по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево,                                      ул. Шоссейная, 10, АЗС № 42, общей площадью 14 632,9 кв. м, кадастровый номер 32:02:0160103:167, составила 10 564 954 рублей, рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Глинищево,                                ул. П.М. Яшенина, д. 63, общей площадью 2896,8 кв. м, кадастровый номер 32:02:0010113:1, составила 1 762 853 рубля.

Таким образом, экспертное заключение свидетельствует о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков действительно существенно отличается от определенной экспертом рыночной стоимости этих земельных участков.

В силу статьи 12 Закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств оспаривания указанного экспертного заключения, а также иного отчета в обоснование своих возражений ответчиками не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценив представленное экспертное заключение наряду с другими доказательствами по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта от 28.05.2014.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007                          № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.

Таким

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу n А23-3172/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также