Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 по делу n А29-12512/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 19 мая 2010 года Дело № А29-12512/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лобановой Л.Н., судей Черных Л.И., Хоровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Лобановой Л.Н., при участии в судебном заседании: представителя Инспекции Галаевой В.Т., по доверенности от 13.05.2010 № 04-05/58, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Автосервис» на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2010 по делу № А29-12512/2009, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А., по заявлению открытого акционерного общества «Автосервис» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару о возврате незаконно взысканной суммы налога на добавленную стоимость в размере 65 697 рублей, установил:
открытое акционерное общество «Автосервис» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару возвратить незаконно взысканную путем проведения зачета сумму налога на добавленную стоимость в размере 65 697 рублей. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2010 года Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. Общество с принятым судебным актом не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению заявителя апелляционной жалобы, взысканная Инспекцией задолженность путем проведения зачета в сумме 65 697 рублей не является текущей, следовательно может быть предъявлена Обществу только с соблюдением установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» порядка предъявления требований к должнику. Ссылаясь на статью 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество считает, что суд имеет право дать оценку решению о зачете от 25.02.2009 года № 3748 как заведомо ничтожному без относительно того обстоятельства, что данное решение не оспаривается по самостоятельному требованию. По мнению Общества, письмо ИФНС России по городу Сыктывкару от 29.01.2010 № 10-51/ в силу норм Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным решением о проведении зачета спорной суммы налога на добавленную стоимость в счет недоимки по единому социальному налогу за 2008 год. В этой связи считает, что в настоящее время налоговым органом проведено два зачета, то есть действует два решения о проведении зачета, где в первом случае (решение от 25.02.2009 года № 3748) зачет проведен в нарушение норм Закона о банкротстве (зачет реестровых сумм), а во втором случае (письмо от 29.01.2010 года № 10-51/) зачет проведен в нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам в соответствии со статьей 134 Закона о банкростве. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Общество просит удовлетворить его требования. Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу Общества просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Общество о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 20 октября 2008 года ОАО «Автосервис» представлена в Инспекцию ФНС России по г.Сыктывкару налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года, согласно которой сумма налога к возмещению составила 65697 руб. (л.д. 33). По итогам камеральной проверки представленной декларации налоговым органом подтверждено право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2008 года. Решением заместителя руководителя Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару № 29 от 29.01.2009г. ОАО «Автосервис» возмещен налог на добавленную стоимость в размере 65697 руб. (л.д. 32). В связи с наличием задолженности по уплате единого социального налога в части федерального бюджета налоговым органом 25 февраля 2009 года произведен зачет подлежащей возмещению суммы налога на добавленную стоимость в счет погашения задолженности по единому социальному налогу, о чем было вынесено решение № 3748 от 25.02.2009г. Извещение о принятом налоговым органом решении о зачете налогоплательщику направлено 02.04.2009г. (л.д. 44). Считая, что зачет произведен налоговым органом незаконно, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, где просит возвратить сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению, в размере 65697 руб. При этом, заявитель полагает, что инспекцией нарушены положения ст.ст.4, 5, 63, 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а также не соблюдена процедура принудительного взыскания единого социального налога. Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми, руководствовался пунктом 1 статьи 5, пунктом 1 статьи 63, статьей 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», подпунктом 4 пункта 3, пунктом 8 статьи 45, статьей 46, пунктом 1 статьи 78, пунктом 1 статьи 79, статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкростве», и исходил из того, что взыскание с налогоплательщика задолженности по уплате налогов и пени путем проведения зачета, произведенные до даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении Общества процедуры наблюдения не нарушает положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Общества. Материалы дела показали, что определением Арбитражного суда Республики Коми от 22.12.2008г. по делу № А29-10734/2008 было принято к производству заявление о признании ОАО «Автосервис» несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2009г. по делу № А29-10734/2008 в отношении ОАО «Автосервис» введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.08.2009г. по делу № А29-10734/2008 ОАО «Автосервис» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. С учетом положений части 2 статьи 4 Федерального закона № 296-ФЗ от 30.12.2008г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» до 05.03.2009г., до введения процедуры наблюдения в отношении ОАО «Автосервис», применяется редакция Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 03.12.2008г. (далее по тексту – Закон о банкростве). В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 03.12.2008г. № 250-ФЗ) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Согласно пункту 1 статьи 63 Закона о банкротстве (в данном случае, в редакции Федерального закона № 296-ФЗ от 30.12.2008г.) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику; по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения; не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов; не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества; не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника. Как правильно указал суд I инстанции, несмотря на то, что разграничение обязательств на текущие и подлежащие включению в реестр требований кредиторов производится по дате принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, последствия в виде порядка предъявления требований по обязательным платежам, а также по запрету совершать определенные действия по принудительному взысканию обязательных платежей вне процедуры банкротства наступают с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения. Пунктом 17 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 22.06.2006г. № 25 также предусмотрено, что при рассмотрении споров, связанных с возмещением налога на добавленную стоимость (статья 176 НК РФ), судам необходимо учитывать, что после вынесения определения о введении наблюдения налоговый орган вправе засчитывать подлежащую возмещению сумму налога только в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими. Апелляционный суд согласен с выводом суда I инстанции о том, что поскольку Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 03.12.2008г.) не установлен запрет на принудительное взыскание с должника обязательных платежей с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, до 05.03.2009г. (даты введения в отношении ОАО «Автосервис» процедуры наблюдения) Инспекция ФНС по г.Сыктывкару вправе была производить взыскание (зачет) налогов, пени и штрафов в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса РФ. Из материалов дела следует, что налоговым органом 25.02.2009г., до введения процедуры наблюдения, произведен зачет подлежащего возмещению налога на добавленную стоимость в размере 65697 руб. в счет погашения задолженности по единому социальному налогу в части федерального бюджета. Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Таким образом, зачет налога на добавленную стоимость в счет уплаты недоимки является одним из способов возмещения налога в порядке ст.176 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 Кодекса). В рамках реализации налоговым органом полномочий по контролю за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства и обеспечения принудительного исполнения ими налоговых обязательств по результатам налоговой проверки выносятся решение о доначислении налогов (сборов) и пеней, требование об уплате соответствующих сумм, а также решение о взыскании налогов (сборов) и пеней за счет денежных средств либо имущества налогоплательщика. В соответствии с подпунктом 4 пункта 3, пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006г.) обязанность по уплате налога (сбора, пени, штрафа) считается исполненной налогоплательщиком (налоговым агентом), в том числе, со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога (сбора, пени, штрафа). Таким образом, зачет фактически является также одним из способов уплаты налога Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 по делу n А82-11513/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|