Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по делу n А29-330/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

27 мая 2010 года

Дело № А29-330/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2010 года.         

Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каранкевич А.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя Инспекции Молдановой Л.В. по доверенности от 29.05.2007,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПечораСтрой»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.03.2010 по делу №А29-330/2010, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПечораСтрой»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми

о признании незаконным отказа возвратить излишне уплаченные налоги и пени и обязании возвратить излишне уплаченные налоги и пени,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «ПечораСтрой» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 09.12.2009 № 09-32/12595 отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми (далее – Инспекция) возвратить излишне уплаченные налоги и пени в сумме 2 335 154 рублей и обязании Инспекции возвратить излишне уплаченные налоги и пени, в том числе:

- налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 391 271 рубль 62 копейки, пени в сумме 1 024 рубля 09 копеек,

- налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 1 025 845 рублей, пени в сумме 3 051 рубль 49 копеек,

- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 01 рубль 13 копеек,

- единый социальный налог, зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 115 рублей 95 копеек,

- налог на добавленную стоимость в сумме 881 808 рублей, пени в сумме 32 036 рублей 13 копеек.  

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.03.2010 заявленные требования удовлетворены частично: суд признал незаконным выраженный в письме от 09.12.2009 № 09-32/12595 отказ Инспекции возвратить излишне уплаченные пени в сумме 34 094 рублей 83 копеек, и обязал Инспекцию возвратить Обществу пени в сумме 34 094 рублей 83 копеек, в том числе:

- по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 997 рублей 01 копейки,

- по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 1 060 рублей 56 копеек,

- по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 01 рубль 13 копеек,

- по налогу на добавленную стоимость в сумме 32 036 рублей 13 копеек.

В остальной части заявленных требований отказано.

Общество с принятым судебным актом не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что исходя из статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» право взыскания во внесудебном порядке принадлежит налоговому органу по налогам и пеням, относящимся к текущим платежам; задолженность, не относящаяся к текущим платежам, может быть предъявлена организации только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику; в данном случае Инспекция произвела зачет переплаты по налогам в счет погашения недоимки, подлежащей включению в реестр требований кредиторов. Также заявитель указывает, что Инспекция не доказала надлежащего извещения налогоплательщика о проведенных зачетах, что лишило его права на оспаривание действий налогового органа по зачету; проведение зачета решением от 20.07.2009 № 797 до истечения срока исполнения требования от 13.07.2009 № 927 является незаконным, поскольку решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не согласна с доводами Общества, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2009 по делу № А29-6103/2009 принято заявление ООО «ПечораСтрой» о признании предприятия несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.08.2009 по делу № А29-6103/2009 ООО «ПечораСтрой» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

По результатам проведенной между Обществом и Инспекцией сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафа по состоянию на 30.04.2009 (акт сверки расчетов № 800) установлено, что у Общества имеется переплата:

- по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 391 271 рубль 62 копейки, по пени в сумме 1 024 рубля 09 копеек,

- по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 1 025 845 рублей, по пени в сумме 3 051 рубль 49 копеек,

- по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 282 рубля,

- по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 647 рублей, по пени в сумме 01 рубль 13 копеек,

- по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 398 рублей,

- по налогу на добавленную стоимость в сумме 881 808 рублей, по пени в сумме 32 036 рублей 13 копеек,

а также задолженность:

- по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 27 рублей 08 копеек,

- по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 72 рубля 92 копеек,

- по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 110 рублей, по пени в сумме 04 рублей 95 копеек,

- по налогу на имущество в сумме 1 466 рублей, по пени в сумме 443 рублей 13 копеек,

- по пени по транспортному налогу в сумме 08 рублей 88 копеек.

На основании заявлений Общества от 19.05.2009 в погашение указанной задолженности, отраженной в акте сверки, 24.05.2009 Инспекцией приняты решения № 1508-1515 о зачете переплаты:

- 27 рублей 08 копеек пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет,

- 1 990 рублей 93 копейки пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации,

- 115 рублей 95 копеек единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

29.04.2009 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Общества за период с 05.06.2006 по 31.12.2007 заместителем начальника Инспекции принято решение № 10-52/8 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Данным решением Обществу предложено уплатить 3 104 216 рублей штрафов, 15 517 542 рубля недоимки по налогам (в том числе 9 442 920 рублей налога на прибыль, 5 939 529 рублей налога на добавленную стоимость, 135 093 рубля единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования) и 2 832 889 рублей пеней по налогам (в том числе 1 438 722 рубля по налогу на прибыль, 1 290 563 рубля по налогу на добавленную стоимость, 74 161 рубль по налогу на доходы физических лиц, 29 443 рубля по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республики Коми от 15.06.2009 № 235-А решение Инспекции оставлено без изменения.

В адрес Общества 16.06.2009 Инспекция выставила требование № 760 об уплате в срок до 29.06.2009 указанных сумм налогов, пеней и штрафов.

08.05.2009 по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года заместителем начальника Инспекции принято решение № 13-62/2103 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 145 751 рубль. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму налоговых санкций, а также 728 755 рублей налога на добавленную стоимость и 55 289 рублей 62 копейки пеней.

После вступления указанного решения в силу Инспекция направила в адрес Общества требование от 13.07.2009 № 927 об уплате в срок до 30.07.2009 указанных сумм налогов, пеней и штрафа.

20.07.2009 Инспекция приняла решения:

- № 797 о зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 728 755 рублей в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость,

- № 798 о зачете переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 391 271 рубль 62 копейки в счет погашения задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет,

- № 799 о зачете переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 1 025 845 рублей в счет погашения задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации,

- № 800 о зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 153 053 рублей в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость.

Поскольку Арбитражным судом Республики Коми (по делу № А29-6103/2009) 08.07.2009 было принято заявление о признании Общества несостоятельным (банкротом) и 20.08.2009 принято решение о признании Общества несостоятельным (банкротом), 26.11.2009 на основании данных, отраженных в акте сверки от 30.04.2009 № 800, конкурсный управляющий Общества обратился в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов и пеней в сумме 2 338 676 рублей 33 копеек.

09.12.2009 Инспекция приняла решения № 3591, 3592, 3594 о возврате на расчетный счет налогоплательщика:

- 282 рублей единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет,

- 647 рублей единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования,

- 282 рублей 05 копеек единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Письмом от 09.12.2009 № 09-32/12595 Инспекция отказала в возврате остальных излишне уплаченных сумм налогов и пеней в связи с тем, что переплата, которая имелась у Общества по состоянию на 30.04.2009, была зачтена в счет погашения задолженности по решению от 29.04.2009 № 10-52/8, принятому по результатам выездной налоговой проверки.

Не согласившись с отказом возвратить излишне уплаченные налоги и пени, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 1 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», пунктом 1 статьи 5, пунктом 1 статьи 27, пунктом 1 статьи 126, пунктом 1 статьи 255 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», подпунктом 4 пункта 3, пунктом 8 статьи 45, пунктом 3 статьи 46, пунктами 1, 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Инспекция до истечения срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, и до принятия арбитражным судом решения о признании Общества несостоятельным (банкротом) правомерно самостоятельно произвела зачет имевшейся переплаты в счет погашения выявленной задолженности, что не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и не нарушает нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Из материалов дела видно, что заявление о признании ООО «ПечораСтрой» несостоятельным (банкротом) принято определением Арбитражного суда Республики Коми 08.07.2009.

Все спорные зачтенные налоговым органом налоги и пени не являются текущими, поскольку возникли до принятия заявления о признании Общества несостоятельным (банкротом). Данный факт сторонами не оспаривается.

Согласно пункту 1 статьи 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

В силу пункта 1 статьи 225 Закона о банкротстве наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по делу n А82-17525/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также