Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу n А31-1380/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

24 августа 2010 года

Дело № А31-1380/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2010 года.  

Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Лысовой Т.В., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя,  Молдованцева А.Е., действующего на основании доверенности от 16.08.2009,

представителя ответчика Котина А.Ю., действующего на основании доверенности от 09.02.2009 № 50-613/09,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз пассажирских перевозчиков"

на решение Арбитражного суда Костромской области от  07.06.2010 по делу № А31-1380/2010, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз пассажирских перевозчиков"

к администрации города Костромы,

третье лицо: Управление городского пассажирского транспорта администрации города Костромы,

о признании действия (бездействия) незаконными,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Союз пассажирских перевозчиков" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к администрация города Костромы (далее – ответчик, Администрация), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действия (бездействия) Администрации на заявление от 15.03.2010 с просьбой заключить договоры на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по маршрутам №№ 13, 21, 65, ранее обслуживающиеся организацией, утвердить расписание движения на весенне-летний период 2010 года; воспрепятствования к осуществлению предпринимательской деятельности на маршрутах №№ 13, 21, 65, выразившегося в отказе заключить договоры; понуждении Администрации заключить с ООО «Союз пассажирских перевозчиков» договоры на право осуществления перевозок по маршрутам №№  13, 21, 65 и утвердить расписание движения.

К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление городского пассажирского транспорта администрации города Костромы (л.д. 45-46 ).

Решением Арбитражного суда Костромской области от  07.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

 Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона подлежащего применению, а именно статей 8, 34 Конституции Российской Федерации, статей 1,3,49, пунктов 1, 4 статьи 445, пункта 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 15, 16, части 7 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», пунктов 8, 9 статьи 10 Закона Костромской области от 18.11.2009 № 539-4-ЗКО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Костромской области», нарушение норм процессуального права, а именно части 1 статьи 4, части 1 статьи 27, статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Управление городского пассажирского транспорта Администрации города Костромы (далее – третье лицо, Управление) отзыв на апелляционную жалобу не представило. Управление  ходатайствует о рассмотрении дела без участия его представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 30.12.2008 Администрация и некоммерческая организация территориального отраслевого объединения работодателей «Союз пассажирских перевозчиков» (далее – НО «Союз пассажирских перевозчиков») заключили договоры № 256 (л.д. 11-12), № 254 (л.д. 13-14), № 255 (л.д. 15-16) на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров по городским маршрутам №№ 21, 65, 13. Договоры заключались на срок до 01.04.2009.

С учетом дополнительных соглашений от 01.04.2009  № 254 (л.д. 96), № 255 (л.д. 97),  №256 (л.д. 98), от 29.05.2009 № 254 (л.д. 93), № 255 (л.д. 94), № 256 (л.д. 95)  срок указанных договоров был продлен до 31.12.2009.

НО «Союз пассажирских перевозчиков» было преобразовано в общество с ограниченной ответственностью «Союз пассажирских перевозчиков» о чем 03.08.2009 была внесена запись в ЕГРЮЛ (л.д. 26-28).

Общество обратилось в Управление с заявлением от 19.01.2010 о продлении срока действия дополнительных соглашений  на осуществление перевозок пассажиров по маршрутам №№ 13, 21, 65 до 01.04.2010, а также замене транспортного средства, используемого для осуществления перевозок (л.д. 19). На данное заявление Управление ответило отказом со ссылкой на несвоевременное представление Обществом заявления и документов, а также в связи с окончанием 31.12.2009 срока действия договоров (л.д. 37).

08.02.2010 Общество вновь направило в адрес Управления заявление, в котором просило заключить с ним договоры на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по маршрутам №№ 13, 21, 65                (л.д. 21). Свой отказ, изложенный в письме от 18.02.2010 № 47-182/10, Управление мотивировало истечением срока договоров и ссылкой на статью 17 Закона Костромской области от 18.11.2009 № 539-4-ЗКО «Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области» (л.д.22).

Общество, обратившись 15.03.2010 в Управление с заявлением о перезаключении (заключении) договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по маршрутам №№ 13, 21, 65 и утверждении расписания движения на весенне-летний период 2010 года                 (л.д. 39), получило отказ, мотивированный тем, что Администрация не объявляла конкурс на предоставление услуг по перевозке пассажиров и багажа по соответствующим маршрутам (л.д. 38).

Не согласившись с действиями Администрации, Общество обжаловало их в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что действия Администрации не противоречат законодательству, права и законные интересы Общества не нарушают, в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, решение и действия (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9  статьи 10 Закона Костромской области от 18.11.2009 № 539-4-ЗКО «Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области» (далее – Закон № 539-4-ЗКО) в целях организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования между перевозчиком и организатором перевозок заключается договор на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию, владеющие маршрутными транспортными средствами либо предоставившие соответствующие документы, подтверждающие возможность приобретения и использования на праве собственности либо ином законном праве маршрутных транспортных средств, имеют право подать заявление о заключении договора в соответствии с положениями настоящей статьи и в порядке, установленном соответственно администрацией Костромской области, органами местного самоуправления. При наличии двух и более заявлений перевозчиков о заключении договора в случае соответствия таких перевозчиков условиям части 8 настоящей статьи, выбор перевозчика производится на основе конкурса, порядок проведения которого устанавливается соответственно администрацией Костромской области, органами местного самоуправления.

Согласно статье 3 Закона № 539-4-ЗКО минимальным необходимым уровнем транспортного обслуживания населения является определенные на основании показателей пассажиропотока количество, категория и класс маршрутных транспортных средств для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа, а также количество рейсов и время их выполнения.

 Пунктами 1, 4 статьи 9 Закона № 539-4-ЗКО установлено,  что минимально необходимый уровень транспортного обслуживания населения определяется на каждом маршруте организатором перевозок. На маршруте могут устанавливаться маршрутные квоты в порядке, определяемом соответственно исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере организации транспортного обслуживания населения и органами местного самоуправления, с учетом: интенсивности движения транспортных средств на определенных участках автомобильных дорог и улиц и их транспортно-эксплуатационных характеристик и (или) предельной пропускной способности в единицу времени остановочных пунктов, и (или) возможности выделения из бюджетов соответствующих уровней субсидий на возмещение затрат или недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 539-4-ЗКО  действующие на дату вступления в силу настоящего Закона договоры, заключенные перевозчиками с исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления, сохраняют силу до окончания срока их действия, но не позднее 1 апреля 2010 года.

Согласно пункту 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 4.9  Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 15.01.2010 № 30 в целях осуществления регулярных перевозок между перевозчиками и Администрацией города Костромы заключаются договоры. Предложение Администрации города Костромы о заключении договора опубликовывается в официальном печатном издании и на официальном сайте Администрации города Костромы в срок не позднее 30 дней до дня окончания подачи заявлений о заключении договора. Заявление о заключении договора подается в место и указанный в предложении о заключении договора срок по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению с приложением соответствующих документов. В случае если в указанный в предложении о заключении договора срок подано два и более заявлений о заключении договора, указанные заявления рассматриваются Комиссией в соответствии с Положением о конкурсе на право заключения договоров на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования.

Таким образом, заключение договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа является правом, а не обязанностью муниципального образования. Минимально необходимый уровень транспортного обслуживания населения определяется на каждом маршруте организатором перевозок. Установив потребность в организации перевозок по отдельному маршруту, орган местного самоуправления публикует в официальном печатном издании и

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 по делу n А29-9503/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также