Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу n А31-5217/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

10 марта 2011 года

Дело № А31-5217/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 года. 

Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Караваевой А.В., Лобановой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,

при участии в судебном заседании

представителя заявителя Макарова Н.Н. по доверенности от 04.06.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Медицинская страховая компания «Солидарность для жизни» в лице филиала в Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.11.2010 по делу

№ А31-5217/2010, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю.,

по заявлению закрытого акционерного общества Медицинская страховая компания «Солидарность для жизни» в лице филиала в Костромской области

к Костромскому областному фонду обязательного медицинского страхования

о признании недействительным пунктов 1, 2, 6.2, 7, 8.2, 10.5, 10.6, 11 «Порядка предоставления страховым медицинским организациям средств нормированного страхового запаса Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования», утвержденного Приказом от 30.04.2010 № 181,

установил:

 

закрытое акционерное общество Медицинская страховая компания «Солидарность для жизни» в лице филиала в Костромской области (далее – заявитель, Общество, ЗАО МСК «Солидарность для жизни», ОГРН: 1027739815245) обратилось в Арбитражный суд Костромской области к Костромскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, КОФОМС) (ОГРН: 1024400519330, ИНН: 4401017094) о признании недействительным «Порядка предоставления страховым медицинским организациям средств нормированного страхового запаса Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования», утвержденного Приказом исполнительного директора Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования от 30.04.2010 № 181 «О порядке предоставления средств нормированного страхового запаса КОФОМС страховым медицинским организациям» (приложение № 1 к приказу), а именно:

- абзаца 2 пункта 1, пунктов 2, 10.5, 10.6 и 11 в части, ограничивающей размер предоставляемой страховой медицинской организации субвенции размером имеющихся средств нормированного страхового запаса Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования,

- пункта 2 в части ограничения цели предоставления субвенции только для оплаты согласованных и утвержденных объемов медицинской помощи соответствующего года,

- пункта 6.2 в части возложения на страховую медицинскую организацию обязанностей по предоставлению обоснования потребности в дополнительных средствах,

- пункта 7 и абзац 7 пункта 8.2 в части, препятствующей обжалованию бездействия Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования и невозможности обжалования акта экспертной оценки.   

Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы считает не соответствующим нормам законодательства об обязательном медицинском страховании вывод суда первой инстанции о том, что страховой запас территориального фонда обязательного медицинского страхования является единственным источником предоставления субвенций страховым медицинским организациям. Пункт 4.3 «Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан», утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 № 3856/30-3/и, не устанавливает какой-либо конкретный источник средств для предоставления субвенций страховым медицинским организациям. Общество указывает, что в решении суда отсутствует мотивировка отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными пунктов 10.5, 10.6 и 11 обжалуемого Порядка. Считает, что наличие в Порядке ограничения на предоставление субвенции в случае отсутствия средств в нормированном страховом запасе КОФОМС без возложения на Правление КОФМС обязанности предпринять необходимые меры по изменению лимитов бюджетных обязательств в части увеличения установленного в законе размера нормированного страхового запаса приводит к нарушению государственной гарантии исполнения обязательств по обязательному медицинскому страхованию независимо от отсутствия у страховой медицинской организации средств для оплаты медицинской помощи. Общество указывает на то, что в Типовых правилах обязательного медицинского страхования граждан предусмотрена возможность оплаты за счет средств субвенций медицинской помощи, оказанной сверх объемов, установленных в территориальной программе государственных гарантий, если такая медицинская помощь была оказана по объективным причинам. Исходя из того, что федеральное законодательство не ставит в зависимость возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи всем застрахованным в системе обязательного медицинского страхования гражданам, Общество делает вывод, что предъявление страховой медицинской организации к оплате счетов медицинских учреждений за оказанные медицинские услуги сверх установленного объема являются страховыми случаями, подлежат оплате в заявленном размере за счет средств обязательного медицинского страхования, что в свою очередь является основанием для предъявления требования к территориальному фонду о предоставлении субвенций. Заявитель полагает, что вывод суда о невозможности обжалования акта экспертной оценки ведет к невозможности оспаривания в судебном порядке страховой медицинской организацией решения КОФОМС об отказе в выдаче субвенций, что является нарушением принципа состязательности, так как обоснованность требования страховой медицинской организации о предоставлении субвенции может быть подтверждена только актом экспертной оценки. Также, Общество считает, что изменение законодательства в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.11.2010 № 213-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» не может являться основанием для отказа в удовлетворении апелляционной жалобы или прекращения производства по делу, поскольку оспариваемым ненормативным актом были нарушена права заявителя на получение субвенции в предшествовавшем периоде.

В судебном заседании от 16.02.2011 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.02.2011 объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 24.02.2011.

Фонд отзыв на апелляционную жалобу не представил, представителя в суд апелляционной инстанции не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании Приказа исполнительного директора Фонда от 30.04.2010 № 181 «О порядке предоставления средств нормированного страхового запаса КОФМОС страховым медицинским организациям» утвержден «Порядок предоставления страховым медицинским организациям средств нормированного страхового запаса Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования» (приложение № 1 к настоящему приказу).

Общество, посчитав, что абзац 2 пункта 1, пункт 2, пункт 10.5, пункт 10.6 и пункт 11 указанного Порядка в части, ограничивающей размер предоставляемой страховой медицинской организации субвенции размером имеющихся средств нормированного страхового запаса Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования; пункт 2 в части ограничения цели предоставления субвенции только для оплаты согласованных и утвержденных объемов медицинской помощи соответствующего года; пункт 6.2 в части возложения на страховую медицинскую организацию обязанностей по предоставлению обоснования потребности в дополнительных средствах; пункт 7 и абзац 7 пункта 8.2 в части, препятствующей обжалованию бездействия Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования и невозможности обжалования акта экспертной оценки, противоречат нормам законодательства об обязательном медицинском страховании и нарушают права и законные интересы ЗАО МСК «Солидарность для жизни» как страховой медицинской организации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьей 12 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.21993 № 4543-1, «Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан», утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 03.10.2003 № 3856/30-3/и, «Правилами обязательного медицинского страхования граждан на территории Костромской области», утвержденными Постановлением администрации Костромской области от 04.09.2006 № 66-а, «Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан», утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 № 1518/21-1, статьями 10, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Костромской области от 10.12.2009 № 544-4-КО «О бюджете Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год», пунктом 24 «Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год», утвержденной Постановлением администрации Костромской области от 31.12.2009 № 456-а, частями 1, 2 статьи 29, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (действовавшего в рассматриваемый период) для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Согласно статье 3 «Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования», утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 (далее – Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования) Территориальный фонд аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан; осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее - страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда; осуществляет финансово - кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; предоставляет кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 № 3856/30-3/и утверждены «Типовые Правила обязательного медицинского страхования граждан» (далее – Типовые правила). 

В силу пункта 4.1 Типовых правил Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора ТФОМС со страховой медицинской организацией.

Договор ТФОМС со страховой медицинской организацией заключается на основе Типового договора (приложение к настоящим Правилам) и регулирует взаимоотношения ТФОМС и страховой медицинской организации (пункт 4.2 Типовых правил).

В пункте 4.3 Типовых правил установлено, что при недостатке у страховой медицинской организации средств для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС она обращается в ТФОМС за субвенциями в порядке, установленном ТФОМС. При установлении экспертами ТФОМС объективных причин недостатка финансовых средств у страховой медицинской организации на оплату предоставленной застрахованным медицинской помощи (неточность дифференцированных нормативов, повышенная заболеваемость и др.) ТФОМС на основании соответствующего решения возмещает страховой медицинской организации недостающие средства в установленном порядке.

Приказом исполнительного директора Фонда от 30.04.2010 № 181 «О порядке предоставления средств нормированного страхового запаса КОФМОС страховым медицинским организациям» утвержден «Порядок предоставления страховым медицинским организациям средств нормированного страхового запаса Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования» (приложение № 1 к настоящему приказу) (далее – Порядок) (листы дела 13-16).

Согласно абзацу 2 пункта 1 Порядка при нехватке средств, полученных страховой медицинской организацией от Фонда по договору территориального фонда ОМС со страховой медицинской организацией на оплату медицинской помощи, страховая медицинская организация обращается в Фонд за субвенциями за счет средств нормированного страхового запаса Фонда (далее – НСЗ). Средства нормированного страхового запаса Фонда расходуются в соответствии с законом о бюджете Фонда на соответствующий финансовый

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу n А28-48/2011. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также