Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу n А82-5288/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 06 апреля 2011 года Дело № А82-5288/2010-14 Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 года Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2011 года Второй арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Тетервака А.В. судей Великоредчанина О.Б., Поляшовой Т.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Родиной Ю.Н., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – федерального государственного учреждения культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей заповедник» на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.201010 по делу № А82-5288/2010-14, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В., по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области к федеральному государственному учреждению культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей заповедник» обществу с ограниченной ответственностью «С.К.-Реставратор», о признании недействительным размещения государственного заказа и применения последствий недействительности сделок, установил: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к федеральному государственному учреждению культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей заповедник» (далее – Музей, ответчик, заявитель), обществу с ограниченной ответственностью «С.К.-Реставратор» (далее – Общество, ответчик). Предметом иска явились требования истца: - о признании недействительным размещения Музеем заказа на составление проекта противоаварийных работ Западной стены, Северной стены, части Западного прясла Южной стены и двух башен Митрополичьего сада Ростовского Кремля на основании государственного контракта № 03/10/ от 07.04.2010 (далее – Контракт № 03/10/), заключенного с Обществом; - о признании недействительным размещения Музеем заказа на выполнение противоаварийных работ на основании государственного контракта № 04/10/ от 09.04.2010 (далее – Контракт № 04/10/), заключенного с Обществом; - о применение последствий недействительности заключенных Контрактов № 03/10/ и № 04/10/). Правовым основанием заявленных требований истец указал часть 5 статьи 10, пункт 3 части 9 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Закон № 94-ФЗ). Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2010 по делу № А82-5288/2010-14 исковые требования удовлетворены частично: признаны недействительными размещение Музеем государственного заказа на составление проекта противоаварийных работ Западной стены, Северной стены, части Западного прясла Южной стены и двух башен Митрополичьего сада Ростовского Кремля и на выполнение противоаварийных работ по Контрактам № 03/10/ и № 04/10; в применении последствий недействительности заключенных Контрактов № 03/10/ и № 04/10/ отказано. При вынесении решения арбитражный суд первой инстанции не нашел оснований для применения правила о непреодолимой силе для проведения восстановительных работ памятников культуры, но принял во внимание доводы заказчика, учел статус музея-заповедника, как особого ценного объекта культурного наследия федерального значения, действительную срочность проведения реставрационных работ, фактическое выполнение части работ исполнителем, отказав в применении последствий недействительности сделок. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции изменено в части признания размещения государственных заказов на составление проекта противоаварийных работ Западной стены, Северной стены, части Западного прясла Южной стены и двух башен Митрополичьего сада Ростовского Кремля и на выполнение противоаварийных работ по Контрактам № 03/10/ и № 04/10 не соответствующим статье 55 Закона № 94-ФЗ, а также в части взыскания с Музея государственной пошлины; в этой части принят новый судебный акт об отказе Управлению в удовлетворении иска. При этом суд второй инстанции исходил из того, что представленные ответчиком в материалы дела документы свидетельствуют о чрезвычайности ситуации, связанной с сохранностью памятника истории; промедление в срочном начале реставрационных работ могло сказаться на сохранении памятника, а обрушение памятника могло привести к гибели людей, в связи с чем заключение Музеем государственных контрактов без проведении торгов не противоречит действующему законодательству. Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2011 удовлетворена кассационная жалоба Управления, отменено постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010. Признаны недействительными размещения Музеем государственных заказов у единственного подрядчика на составление проекта противоаварийных работ Западной стены, Северной стены, части Западного прясла Южной стены и двух башен Митрополичьего сада Ростовского Кремля и на выполнение противоаварийных работ. В отношении требований о признании государственных контрактов недействительными и применении последствий недействительности государственных контрактов дело направлено на новое рассмотрение во Второй арбитражный апелляционный суд. ООО «С.К.-Реставратор» заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что Высший арбитражный суд Российской Федерации рассматривает его надзорную жалобу на постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 января 2011 года по делу № А82-5288/2019. Данный ответчик также заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд апелляционной инстанции отклоняет ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с тем, что определением от 4 апреля 2011 года Высший арбитражный суд Российской Федерации отказал в передаче дела в Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, а также обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу. Как следует из материалов дела, между Музеем (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ заключены два государственных контракта: - № 03/10/ от 07.04.2010 на составление проекта противоаварийных работ Западной стены, Северной стены, части Западного прясла Южной стены и двух башен Митрополичьего сада Ростовского Кремля (т.3 л.д. 8-10); - № 04/10/ от 09.04.2010 на выполнение противоаварийных работ (т.1 л.д. 9-11). Заключение Контрактов у единственного подрядчика Музей обосновывает возникшей потребностью в указанных работах (услугах) вследствие чрезвычайной ситуации, связанной с аварией на водопроводе, в результате которой возникла угроза объекту культурного наследия, а также жизни и здоровью людей. Считая, что Музей заключил Контракты на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ при отсутствии на то законных оснований, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями. В силу требований статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом. В силу статьи 10 Закона № 94-ФЗ, размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями цитируемого Закона. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти. К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом. Нарушение предусмотренных названным Законом положений о размещении заказа является основанием для признания государственных контрактов недействительными (часть 5 статьи 10 Закона № 94-ФЗ). Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Непреодолимой силой, по мнению заявителя, является авария на водоводе и связанные с ней ухудшения состояния объекта культурного наследия. В качестве доказательств, подтверждающих обстоятельства, на основании которых были заключены Контракты, Музей представил в материалы дела: проектную документацию 2009 года по результатам обследования конструкций стен Митрополичьего сада, выполненную ООО «РИК» (г. Владимир); заключение об инженерно-геологических условиях деформированного участка западной стены ограды Григорьевского затвора Ростовского кремля для разработки противоаварийных работ, выполненное Московской геологоразведочной академией в 2001 году; акт установления прорыва водопроводной подземной линии от 02.04.2010, составленный комиссией Музея; акт освидетельствования аварийного состояния Западной и Северной стен, части Южной стены и двух башен Митрополичьего сада Кремля от 06.04.2010, составленный с участием департамента культуры области и инженера по надзору за реставрацией памятников Ростовского Кремля ГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ) Министерства культуры РФ; акты осмотра технического состояния объекта культурного наследия ансамбля Ростовского Кремля от 03.06.2010, составленные департаментом культуры области; заключение о состоянии ограды Митрополичьего сада от 16.06.2010, составленное архитектором-реставратором ГУП ЦНРПМ; заключение о состоянии западной стены от 18.06.2010, составленное инженером-конструктором, ответственным за осуществление авторского надзора по ансамблю музея-заповедника; документы, подтверждающие квалификацию исполнителя работ - ООО «С.К.-Реставратор». Архитектор-реставратор ГУП ЦНРПМ Могинов Б.Г. в заключении от 16.06.2010 указал, что данная ситуация с памятником является чрезвычайной, угрожающей сохранению подлинности данного объекта и при обрушении небезопасной для жизни и здоровья людей, а бездействие со стороны пользователя может привести к еще более крупным материальным потерям государственных средств (т. 1, л.д. 65 - 68). Администрация городского поселения «Ростов» Ярославской области в своем письме от 20.04.2010 № 915а отметила, что данная часть стены находится в состоянии, близком к обрушению, несмотря на установленные поддерживающие конструкции, и создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц (т. 1, л.д. 123). Росохранкультура в письме от 07.06.2010 № 05-4-1314 считает правомерным решение руководства Музея о срочном начале противоаварийных работ по указанному объекту с целью предотвращения угрозы разрушения памятника истории и культуры (т. 1, л.д. 124). Вместе с тем, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчики не представили доказательств наличия непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств), а также документы, подтверждающие объем работ, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы. Акт установления прорыва водопроводной подземной линии от 02.04.2010 не свидетельствует о какой-либо чрезвычайной ситуации, а подтверждает лишь факт прорыва водопровода возле Западной стены Григорьевского затвора Митрополичьего сада Ростовского кремля. Из имеющихся в деле доказательств усматривается и не оспаривается сторонами, что необходимость проведения реставрационных работ частей Кремля установлена еще в 2001 году. Проведение реставрационных работ было запланировано на 2010-2011 год. Таким образом, аварийная ситуация в отношении рассматриваемого объекта возникла согласно представленным доказательствам и пояснениям ответчиков уже в 2001 года, тогда как государственные контракты заключены в апреле 2010 года. Следовательно, обстоятельства, которые указывает Музей в обоснование необходимости размещения заказа у единственного подрядчика (аварийное состояние объекта в результате прорыва водопровода), не свидетельствуют о наличии факта непреодолимой силы, невозможности и нецелесообразности размещения государственных заказов посредством проведения торгов. В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона № 94-ФЗ нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. С учетом положения упомянутых норм права размещения Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу n А82-2638/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|