Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2012 по делу n А31-6793/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

05 марта 2012 года

Дело № А31-6793/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года. 

Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Дмитриева С.Р., действующего на основании доверенности от 14.02.2012,

представителя третьего лица, Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы Мальцевой И.В., действующей на основании доверенности от 28.12.2011,

представителя третьего лица, Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, Смирнова А.В., действующего на основании доверенности от 07.12.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Кострома Костромкой области

на  решение Арбитражного суда Костромской области от 14.12.2011 по делу

№ А31-6793/2011, принятое судом в составе судьи Хубеева А.Ф.,

по заявлению открытого акционерного общества «Костромаглавснаб» (ИНН: 4401000502, ОГРН: 1024400534619)

к администрации городского округа город Кострома Костромкой области (ИНН: 4401012770, ОГРН: 1024400534619),

третьи лица: департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области, управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы, муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Костромагорводоканал",

о признании недействительным постановления,

установил:

открытое акционерное общество «Костромаглавснаб» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Костромаглавснаб») обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к администрации городского округа город Кострома Костромкой области (далее – ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления от 14.07.2011 № 1650 «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд по адресу: город Кострома, улица Зеленая, в районе дома № 10».

Решением Арбитражного суда Костромской области 14.12.2011 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению Администрации, судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности не учтены обстоятельства разработанной и утвержденной инвестиционной программы МУП «Костромаводоканал». Указывает на то, что оспариваемое постановление принято для достижения целей, закрепленных в генеральном плане города Костромы, а именно обеспечения восточной промзоны инженерной инфраструктурой. МУП «Костромаводоканал» представлены документы, схемы, подтверждающие необходимость осуществления соответствующих работ на зарезервированном участке.

Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы (далее – Управление) также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению Управления, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом не применены нормы права, подлежащие применению. Считает, что в данном случае отсутствует совокупность условий для признания постановления от 14.07.2011 № 1650 недействительным: судом первой инстанции не указано в чем именно выразилось несоответствие оспариваемого постановления приведенным в решении суда нормам, доказательства нарушения прав и законных интересов данным постановлением отсутствуют.

ОАО «Костромаглавснаб» в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Полагает, что оспариваемое постановление принято исключительно с целью воспрепятствования реализации права заявителя на получение земельного участка для строительства, так как объективные причины для резервирования земельного участка, сформированного за счет Общества и используемого им в хозяйственной деятельности, отсутствовали.

МУП «Костромаводоканал» в отзыве на апелляционную жалобу считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене. По его мнению, судом не была дана надлежащая оценка представленным документам.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации и МУП "Костромагорводоканал", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах, поддержаны представителями лиц, участвовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции, Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика, настаивает на удовлетворении жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 16.12.2010 ОАО «Костромаглавснаб» обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (далее – Департамент) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просило рассмотреть вопрос предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Костромская обл., г. Кострома, ул. Зеленая, в районе дома № 10, площадью 18770 кв. м., кадастровый номер 44:27:060403:115, категория земель «Земли населенных пунктов», на праве аренды, обеспечить выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта недвижимости - склада для хранения крупногабаритных строительных материалов, указав, что потребность в энергоресурсах при строительстве и эксплуатации указанного объекта недвижимости отсутствует (л.д. 94).

Письмом от 13.01.2011 № 81 Департамент отказал Обществу в рассмотрении заявления, указав, что рассмотрение обращения по существу возможно после обсуждения предполагаемого строительства на Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области и представления дополнительных документов (л.д. 93).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Костромской области от 01.06.2011 по делу № А31-376/2011 названные действия Департамента признаны незаконными; суд обязал орган государственной власти Костромской области рассмотреть заявление о выборе земельного участка без его обсуждения на совете по инвестициям (л.д. 15).

14.07.2011 глава администрации принял постановление № 1650 «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд по адресу: город Кострома, улица Зеленая, в районе дома № 10» (л.д. 13).

В соответствии с данным постановлением испрашиваемый Обществом земельный участок зарезервирован для целей строительства объектов водоотведения муниципального значения, сроком на пять лет согласно схеме резервируемых земель (приложение 1)

Полагая, что постановление Администрации от 14.07.2011 № 1650 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует положениям статей 23, 35 и 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 49 и 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 утверждено (далее - Положение о резервировании) и препятствует исполнению вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Костромской области от 01.06.2011 по делу № A31-376/201, а следовательно, восстановлению нарушенных прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей заявителя и третьих лиц, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом, согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, резервирование земель в границах городского округа для муниципальных нужд. В этой связи Администрация городского округа город Кострома наделена полномочиями по резервированию земель в границах данного округа. В то же время такое резервирование должно осуществляться в соответствии с положениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, осуществляется в случаях, связанных, в том числе, с размещением объектов инженерной инфраструктуры. Согласно ч. 2 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.     

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ) по общему правилу не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель при отсутствии документов территориального планирования.

Согласно п.п. «а» п. 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 (далее- Положение о резервировании земель) решение о резервировании земель принимается в том числе, в соответствии с документами территориального планирования.   

В силу ч. 1 ст. 18 ГСК РФ к числу документов территориального планирования городских округов относятся генеральные планы городских округов.

Следовательно, по смыслу приведенных выше норм ГСК РФ и Положения о резервировании земель, решение о резервировании земель, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа.

В соответствии нормами ч.ч. 3, 5 ст. 23 ГСК РФ генеральный план городского поселения должен содержать:

- положение о территориальном планировании, в котором должны содержаться сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения городского округа, их основные характеристики, их местоположение;

- карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой должны отображаться планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, относящиеся, в том числе, к электро-,тепло-,газо-и водоснабжению населения, водоотведению.            

Таким образом, в силу названных норм ст. 23 ГСК РФ в их системном толковании с нормами ст. 18 данного кодекса и п. 3 Положения о резервировании земель, решение о резервировании в границах городского округа земель для строительства на них, то есть для размещения на них в будущем, объектов местного значения, относящихся к системе водоотведения, может быть принято органом местного самоуправления только при наличии в генеральном плане городского округа соответствующих сведений об этих объектах. Соответственно при отсутствии в генеральном плане городского округа таких сведений указанное решение не может быть принято.

Кроме того, в силу п.п. «б» п. 3 Положения о резервировании земель решение о резервировании земель должно приниматься также в соответствии с решением об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения. Таким образом, наличие указанного решения является необходимым условием принятия органом местного самоуправления решения о резервировании в границах городского округа земель для строительства на них объектов капитального строительства местного значения, в том числе, объектов системы водоотведения.      

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация г. Костромы в обоснование вынесенного ею и оспариваемого ОАО «Костромаглавснаб»  постановления «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд по адресу: город Кострома, улица Зеленая,в районе дома 10» от 14.07.2011 № 1650 не представила доказательств соблюдения при его вынесении названных выше требований ГСК РФ и Положения о резервировании земель. В частности, в материалах дела отсутствуют доказательства

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2012 по делу n А82-10355/2011. Изменить решение  »
Читайте также