Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по делу n А29-6701/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 22 марта 2012 года Дело № А29-6701/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сандалова В.Г., судей: Дьяконовой Т.М., Гуреевой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Русиновой А.И., при участии в судебном заседании: представителя истца Шинкарюк Н.В., действующей на основании доверенности от 21.12.2011, представителя ответчика Орлова А.Г., действующего на основании доверенности от 01.01.2012, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ЛУКОЙЛ» на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2012 по делу № А29-6701/2011, принятое судом в составе судьи Скрипиной Е.С., по иску общества с ограниченной ответственностью «Трубная транспортная компания» (ИНН 7709823416, ОГРН 1097746003992) к обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ЛУКОЙЛ» (ИНН 8607100593, ОГРН 1058600413299) о взыскании штрафа за задержку вагонов, установил:
общество с ограниченной ответственностью «Трубная транспортная компания» (далее – ООО «ТТК», истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ЛУКОЙЛ» (далее – ООО «ТД «ЛУКОЙЛ», ответчик, заявитель жалобы) о взыскании 216 000 руб. штрафа за задержку вагонов. Ответчик требования истца не признал, указывая, что в расчете истца период нахождения вагонов в Усинском региональном управлении ООО «ТД «ЛУКОЙЛ» завышен на 8 дней, при этом договорные отношения между сторонами, в том числе договора перевозки до 23.08.2011 не оформлялись, вследствие чего ответственность ответчика в размере, установленном статьями 100, 101 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта), могла бы наступить только в случае задержки железнодорожных вагонов, принадлежащих перевозчику – ОАО «РЖД». В процессе рассмотрения спора истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика 187 200 руб. штрафа. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2012 исковые требования ООО «ТТК» удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 170 000 руб. штрафа; в остальной части в иске отказано. При этом суд исходил из того, что факт задержки вагонов подтверждается материалами дела; ответчик как грузополучатель подпадает под категорию лиц, несущих ответственность за задержку вагонов, независимо от наличия либо отсутствия договорных отношений между сторонами, истец является в спорных отношениях перевозчиком, и при отсутствии требований по спорным обстоятельствам со стороны ОАО «РЖД» - надлежащим истцом, а сверхнормативная продолжительность нахождения вагонов на путях необщего пользования свидетельствует о фактическом их использовании ответчиком в спорный период без какого-либо одобрения таких действий со стороны владельца данных вагонов. Поскольку истец не обосновал начисление штрафа исходя из количества суток задержки вагонов, в то время как начисление штрафа с грузоотправителя, грузополучателя насчитывается за каждый час простоя, суд посчитал нормативно обоснованным и арифметически правильным штраф в сумме 170 000 руб. за самовольное использование вагонов. Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции допущено неправильное истолкование и нарушение норм материального права. Доводы заявителя жалобы сводятся к следующему. ООО «ТТК» для ответчика является оператором железнодорожного подвижного состава. В соответствии с Правилами перевозок грузов в поездах, сформированных из локомотивов и вагонов, принадлежащих на праве собственности или ином праве грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим и физическим лицам, не являющимся перевозчиками на ж.д.транспорте, утвержденными Приказом Минтранса России от 22.10.2007 № 150, соблюдение технологических сроков погрузки/выгрузки вагонов является обязанностью грузоотправителя (заказчика) по соответствующим договорам, заключенным с истцом, в которых указаны периоды технологических сроков погрузки/выгрузки вагонов и установлена ответственность заказчика за их нарушение. В нарушение статьи 11 Устава железнодорожного транспорта, пункта 7 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 16.06.2003 № 21, надлежащим образом оформленные заявки грузоотправителей с отметкой о согласовании ООО «ТД «ЛУКОЙЛ» в готовности принятия вагонов, подлежащих отправке в адрес ООО «ТД «ЛУКОЙЛ», отсутствуют и истцом не представлены. Заявитель полагает, что требования истца о взыскании штрафа за сверхнормативное использование вагонов будут являться обоснованными в случае их предъявления к ООО «Мечел-Транс», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ООО «Металлоинвесттранс», ОАО «Полимерстрой», которым на договорной основе были предоставлены в пользование вагоны и которые в соответствии с условиями таких договоров обязаны производить оплату, в том числе за задержку вагонов под погрузкой/выгрузкой сверх определенных в них технологических сроков, либо к перевозчику – ОАО «РЖД». Ответственность ответчика могла бы наступить только в случаях задержки вагонов, принадлежащих ОАО «РЖД», а также самовольного использования вагонов, принадлежащих истцу, для перевозок грузов. В действующем законодательстве отсутствует норма, предусматривающая применение к грузополучателям штрафов за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику. В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», ответчик (грузополучатель) обязан принимать поступающие грузы без учета сроков оборота вагонов ООО «ТТК», так как указанные сроки определяются и позиционируются сторонами как «технологические» только на основании заключенных договоров. Договоры перевозки, предоставления подвижного состава и т.п. в спорный период (до 23.08.2011) между сторонами не заключались. Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает ее необоснованной, поскольку отношения между сторонами вытекают из договора перевозки, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения. В обоснование своей позиции истец отмечает, что участвует в перевозочном процессе как собственник подвижного состава, который не лишается права на защиту его нарушенных прав и законных интересов; о наличии договора перевозки свидетельствуют железнодорожные накладные, в которых грузополучателем указан ответчик; грузополучатель подпадает под категорию лиц, несущих ответственность за задержку вагонов (часть 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта), а сверхнормативная продолжительность нахождения вагонов на путях необщего пользования свидетельствует о фактическом их использовании владельцем вагонов. В судебном заседании стороны поддержали свои доводы и возражения. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). В силу части 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части. Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «ТТК» является владельцем железнодорожного подвижного состава и осуществляет услуги по перевозке грузов. 30.04.2010 между ООО «ТТК» и ОАО «ВТБ-Лизинг» подписан договор аренды железнодорожного подвижного состава № ДА 213/01-10, в соответствии с условиями которого ООО «ТТК» приняло во временное владение и пользование за плату железнодорожный подвижной состав в количестве 100 вагонов (Т.1, л.д.-103-131). 30.07.2010 ООО «ТТК» в качестве нового лизингополучателя по соглашению № 2010/1 получило от прежнего лизингополучателя (ООО «Спецтрансгарант») права по договорам лизинга на 514 единиц вагонов и платформ (Т.1, л.д.-64-102). 20.10.2010 между ЗАО «Сбербанк Лизинг» (лизингодатель) и ООО «ТТК» (лизингополучатель) подписан договор лизинга № 0708РПВ/Р-2338-05-01, согласно условиям которого лизингодатель приобрел в собственность и передал за плату во временное пользование железнодорожный подвижной состав в количестве 932 единиц, а лизингополучатель, в свою очередь, принял указанные вагоны во временное владение и пользование (Т.1, л.д.-10-48). В числе полученных в пользование вагонов по данным договорам отражены, в том числе вагоны №№ 55014542, 53790705, 59928242, 54935242, 54938253 и 54387386. 01.11.2009 между ООО «ТТК» (исполнитель) и ООО «Мечел-Транс» (заказчик) подписан договор оказания услуг по обеспечению подвижным составом № 303-К/09, по условиям которого исполнитель обязался представить собственный, арендованный или принадлежащий на ином законном основании подвижной состав на железнодорожные станции в количестве и сроки, указанные в заявке заказчика, а заказчик обязался произвести оплату по условиям договора (Т.1, л.д.-55-58). 18.11.2009 между ООО «ТТК» (исполнитель) и ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» (заказчик) также подписан договор на организацию выполнения услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом № 230-К/09, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался выполнить транспортно-экспедиционное обслуживание грузов заказчика в собственных (арендованных) вагонах (Т.2, л.д.-95-98). 01.12.2009 между ООО «ТТК» (клиент) и ООО «Металлоинвесттранс» (экспедитор) подписан договор № 334-09. Согласно условиям данного договора экспедитор обязался по заданию клиента оказывать услуги по организации подачи под погрузку железнодорожных вагонов, принадлежащих экспедитору. 17.08.2010 между ООО «ТТК» (исполнитель) и ООО «Полимерстрой» (заказчик) подписан договор возмездного оказания услуг № 557-К/10, по условиям которого исполнитель обязался за вознаграждение по заданию заказчика оказать услуги по предоставлению вагонов, принадлежащих исполнителю на праве собственности, аренды или ином законном основании, а заказчик обязался принять результат оказанных услуг и произвести оплату по условиям договора (Т.1, л.д.-49-54). Во исполнение условий указанных договоров в соответствии с заявками контрагентов истец предоставил под погрузку груза на станции Металлургическая Южно-Уральской железной дороги 6 порожних вагонов с сетевыми номерами №№ 55014542, 53790705, 59928242, 54935242, 54938253 и 54387386. В период с 05.12.2010 по 13.12.2010 со станции Оренбург на станцию Усинск были направлены и прибыли на станцию назначения 25.12.2010 и 24.12.2010 вагоны №№ 59928242, 54935242, 54938253 и 54387386 (Т.1. л.д.-135, 148-151); 12.02.2011 со станции Челябинск на станцию Кожва были направлены и прибыли на станцию назначения 02.03.2011 вагоны №№ 55014542 и 53790705 (Т.1, л.д.-133, 141-144). Из транспортных железнодорожных накладных (Т.2, л.д.-19-24) следует, что со станции Оренбург: - вагон № 59928242 отправлен 05.12.2010, прибыл на станцию Усинск 25.12.2010 в 03 час. 40 мин.; - вагон № 54935242 отправлен 12.12.2010, прибыл на станцию Усинск 24.12.2010 в 07 час. 53 мин.; - вагон № 54938253 отправлен 12.12.2010, прибыл на станцию Усинск 24.12.2010 в 07 час. 53 мин.; - вагон № 54387386 отправлен 13.12.2010, прибыл на станцию Усинск 24.12.2010 в 07 час. 53 мин.; Со станции Челябинск: - вагон № 55014542 отправлен 21.02.2011, прибыл на станцию Кожва 02.03.2011 в 09 час. 29 мин.; - вагон № 53790705 отправлен 21.02.2011, прибыл на станцию Кожва 02.03.2011 в 09 час. 29 мин. Согласно данным железнодорожным накладным грузополучателем на станциях Усинск и Кожва являлись Усинское и Ухтинское региональные управления ООО «ТД «ЛУКОЙЛ». Поскольку ответчик своевременно не принял меры к организации выгрузки груза из подвижного состава, указанные вагоны были отправлены со станции Усинск только 01.01.2011, со станции Кожва - 12.03.2011, в результате чего вагон № 59928242 необоснованно простоял на станции разгрузки с 25.12.2010 по 01.01.2011 (6 суток), вагоны №№ 54935242, 54938253, 54387386 - в период с 24.12.2010 по 01.01.2011 (7 суток), вагоны №№ 55014542 и 53790705 - в период с 02.03.2011 по 12.03.2011 (8 суток) (Т.1, л.д.-3). В этой связи ООО «ТТК» обратилось к ответчику с требованиями о срочной разгрузке вагонов (Т.1, л.д.-136-137), а впоследствии с претензиями об уплате штрафов (Т.1, л.д.-138-139, 145-146). Ссылаясь на нарушение ответчиком сроков оборота вагонов, общество обратилось с настоящим иском в Арбитражный суд Республики Коми. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, и, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» оператор железнодорожного подвижного состава – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. В данном случае спорные вагоны находятся во владении у истца по договорам аренды. Истец как владелец вагонов является оператором подвижного состава. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ). Грузоотправителем и грузополучателем выступает физическое или юридическое лицо (статья 2 Устава). Согласно части 2 статьи 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по делу n А29-7329/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|