Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по делу n А82-16784/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 22 марта 2012 года Дело № А82-16784/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Буториной Г.Г., судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А., в отсутствие представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.01.2012 по делу № А82-16784/2011, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л. по заявлению открытого акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» (ОГРН 1077602005216, г. Ярославль, ул. Урицкого, д. 38а) к Государственной жилищной инспекции Ярославской области (ОГРН 1057600606612, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 32), о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, установил:
открытое акционерное общество «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее – ответчик, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 30.08.2011 № 175/03-9 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 45000 рублей. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.01.2012 заявленные требования удовлетворены. Инспекция с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что суд необоснованно применил двухмесячный срок давности привлечения к ответственности; несоблюдение правил содержания и ремонта жилых домов является нарушением законодательства о защите прав потребителей; данная позиция Инспекции нашла свое подтверждение в судебной практике, а именно: в решении Свердловского областного суда от 07.04.2006 по делу № 22-А-128/2006; положения КоАП РФ должны одинаково толковаться арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Общество в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, отмечая при этом со ссылкой на правоприменительную практику, что объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в жилищно-коммунальной сфере, в частности, порядок управления многоквартирным домом и его содержание, а не отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей. Заявитель и ответчик ходатайствуют о рассмотрения дела без участия своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 25.12.2007 ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» (исполнитель) и собственниками жилых (нежилых) помещений многоквартирного жилого дома № 3 корпус 3 по ул. Строителей г. Ярославля (собственники) заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 44-47). По условиям данного договора собственники передают, а исполнитель принимает на себя полномочия по управлению многоквартирным домом (пункт 3.1). Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение одного года (пункт 7.1). Настоящий договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок, если за 2 месяца до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении (пункт 7.2). 27.05.2011 собственники указанного жилого дома обратились в прокуратуру Дзержинского района г. Ярославля с заявлением о проведении в отношении Общества проверки по фактам: размещения без согласия собственников на техническом этаже указанного дома оборудования сторонних организаций, необходимого для оказания услуг доступа в сеть Интернет и цифрового телевидения; повреждения имущества собственников в результате установки данного оборудования; невыполнение ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» обязанностей по содержанию и обслуживанию указанного жилого дома (л.д. 27-28). 02.06.2011 в рамках проводимой проверки прокуратура Дзержинского района г. Ярославля направила в адрес Инспекции запрос о выделении специалиста для проведения проверки по заявлению собственников от 27.05.2011 (л.д. 52). 08.06.2011 Инспекцией проведен осмотр жилого дома № 3 корпус 3 по ул. Строителей г. Ярославля. Из акта № 1063-9 осмотра жилого дома от 08.06.2011 (далее – акт № 1063-9) (л.д. 29-30) следует, что Инспекцией выявлены нарушения обязательных требований, а именно: нарушение целостности стен вентиляционных колодцев 1 подъезда на техническом этаже; нарушение системы водоотвода на техническом этаже; наличие прохождения слаботочных линий по каналам электрооборудования, вентиляционных колодцев и лифтовой шахты; следы течи на поверхности стен и потолков в квартирах №№ 34, 35 и в местах общего пользования 9 этажа; наличие трещин, разрушение рустов потолков в квартире № 34 и поэтажной площадки 9 этажа; нарушение целостности, зыбкость, раскрашивание штукатурного слоя и кирпичной кладки по периметру двери выхода на кровлю, нарушение крепления и закрытия выхода на кровлю; нарушение правил прохождения слаботочных кабелей через наружные стены; наличие провисов, незакрепленных слаботочных проводов на поэтажных площадках и крыши дома. 18.07.2010 Инспекцией по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № 209-9 по статье 7.22 КоАП РФ, в котором указано, что содержание акта осмотра от 08.06.2011 № 1063-9 свидетельствует о нарушении Обществом пунктов 3.1.1, 3.2.1, 3.2.8, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.5, 4.3.1, 4.3.2, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.5, 4.6.1.1, 4.6.4.1, 5.5.12, 5.6.2, 5.6.6, 5.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила технической эксплуатации жилищного фонда) (л.д. 37). Постановлением Инспекции от 30.08.2011 № 175/03-9 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 45000 рублей (л.д. 5-8). Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании его незаконным и отмене. Суд первой инстанции, сделав вывод об истечении срока давности привлечения Общества к административной ответственности, заявленные требования удовлетворил. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, составляет нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений). В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно частям 1, 2 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (часть 1). При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2). В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что при принятии решения по делу об административном правонарушении, а также об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1, 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому, в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Материалами дела подтверждено, что 08.06.2011 в ходе осмотра жилого дома № 3 корпус 3 по ул. Строителей г. Ярославля, Инспекцией установлены факты нарушения Обществом Правил технической эксплуатации жилищного фонда, которые отражены в акте осмотра от 08.06.2011 № 1063-9. Следовательно, в рассматриваемой ситуации двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения длящегося правонарушения (08.06.2011), а именно - факта нарушения правил содержания и ремонта многоквартирного дома. Вместе с тем обжалуемое постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности в связи с данными нарушениями, вынесено только 30.08.2011. Следовательно, административным органом пропущен срок давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной 7.22 КоАП РФ. Данное обстоятельство является достаточным основанием для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления. Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованности применения судом двухмесячного срока давности привлечения к ответственности, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. Согласно пункту 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ, посягает не на права потребителей, а на порядок управления многоквартирным домом и его содержания, то есть на отношения в жилищно-коммунальной сфере. Согласно материалам дела Общество привлечено к ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилого помещения, а не законодательства о защите прав потребителей. Из преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по делу n А29-9565/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|