Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по делу n А17-2361/2011. Отменить решение полностью и принять новый с/а

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

22 марта 2012 года

Дело № А17-2361/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года.     

Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания Бородиной Н.А.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Плисова Константина Анатольевича

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.01.2012 по делу № А17-2361/2011, принятое судом в составе судьи Чеботаревой И.А.

по заявлению Управления федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (Ивановская область, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10)

к индивидуальному предпринимателю Плисову Константину Анатольевичу (ОГРНИП 308370207200034),

о привлечении к административной ответственности,

установил:

 

Управление федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Плисову Константину Анатольевичу (далее – ответчик, Предприниматель, ИП Плисов К.А.) о привлечении ИП Плисова К.А. к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 31.12.2012 заявленные требования удовлетворены, ИП Плисов К.А. привлечен к административной ответственности по указанной норме КоАП РФ виде штрафа в размере 20000 рублей.

ИП Плисов К.А. с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом пунктов 4, 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  В апелляционной жалобе Предприниматель указывает, что на момент возникновения необходимости в транспортных средствах для осуществления перевозок на рассмотрении Администрации находилось только заявление ИП Плисова К.А.; в рассматриваемой ситуации имело место расторжение договора на регулярные перевозки, что является основанием для заключения краткосрочного договора; Предприниматель не совершал противоправных действий.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Предпринимателя без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 07.09.2010 Администрация и ИП Плисов К.А. заключили краткосрочный договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами в городе Иванове № 229 (далее – краткосрочный договор от 07.09.2010) (л.д. 28-29). Из указанного договора следует, что Администрация поручает, а перевозчик (ИП Плисов К.А.) осуществляет перевозки пассажиров в городе Иванове по маршруту № 7 (пункт 1.1). Перевозчик вправе досрочно расторгнуть договор в одностороннем порядке без объяснения причин с уведомлением Администрации за 30 дней до прекращения движения по маршруту (пункт 4.4).

Не согласившись с указанными действиями Администрации, ИП Маклаков М.В., ИП Пашунин А.О. обратились  в Управление с заявлениями. В своих заявлениях предприниматели сослались на дискриминационный подход Администрации к различным субъектам предпринимательской деятельности на рынке пассажирских перевозок в г. Иванове.

10.03.2011 Управлением возбуждено дело № 02-30/010 по признакам нарушения Администрацией и ИП Плисовым К.А. пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон о защите конкуренции).

19.04.2011  Управлением принято решение (изготовлено в окончательной форме 29.04.2011) о признании Администрации и ИП Плисова К.А. нарушившими часть 4 статью 16 Федерального закона о защите конкуренции (далее – решение от 29.04.2011) (л.д. 21-26). Из указанного решения следует, что Управлением установлено нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона о защите конкуренции, выразившееся в том, что 07.09.2010 ИП Плисов К.А. и Администрация заключили краткосрочный договор № 229 на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в городе Иванове без предшествующей процедуры отбора перевозчиков. Данными действиями ограничен доступ на товарный рынок пассажирских перевозок других хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

29.04.2011 ИП Плисову К.А. выдано предписание № 02-30/010 (далее – предписание от 29.04.2011), обязывающее Предпринимателя совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 30.05.2011 расторгнуть краткосрочный договор от 07.09.2010 № 229 (л.д. 27).

20.05.2011 административным органом в отношении Предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия ИП Плисова К.А., нарушающие пункт 4 статьи 16 Федерального закона о защите конкуренции, квалифицированы по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ  (л.д. 17-19).

20.05.2011 Управлением вынесено определение о передаче дела об административном правонарушении № 02-60/2011-013, возбужденного в отношении ИП Плисова К.А. для рассмотрения в Арбитражный суд Ивановской области (л.д. 20).

31.01.2012 Арбитражным судом Ивановской области делу № А17-2361/2011 вынесено решение о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 89-96).

Суд первой инстанции, привлекая Предпринимателя к административной ответственности, исходил из доказанности состава вменяемого правонарушения и отсутствии оснований для квалификации его в качестве малозначительного.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции счел обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в силу следующего.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 4 статьи 8, частью 9 статьи 9  Закона Ивановской области от 29.12.2000 № 93-ОЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области», в редакции, действовавшей на момент заключения договора от 07.09.2010, перевозчики не вправе осуществлять действия по перевозке пассажиров и багажа на территории Ивановской области без соответствующего договора с уполномоченным органом (пункт 4 статьи 8). Организатор перевозок в соответствии со своей компетенцией  допускает перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основе конкурсного отбора, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством (часть 9 статьи 9).

Из пунктов 1.3, 2.2, 2.3 Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова, утвержденного постановлением главы города Иванова от 23.07.2007 № 2271 (далее -  Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров) в редакции, действовавшей на момент заключения договора, следует, что предметом конкурса является право на заключение договора на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам в городе Иванове (пункт 1.3).  Конкурс может проводиться в следующих случаях: 1) открытие нового муниципального маршрута; 2) истечение срока действия договора на регулярные перевозки с перевозчиком, работающим на существующих муниципальных маршрутах; 3) досрочное прекращение действия, в том числе расторжение, договора на регулярные перевозки с перевозчиком, работающим на существующих муниципальных маршрутах; 4) изменение существующего муниципального маршрута, в том числе в результате изменения транспортной схемы и (или) пассажирской транспортной (маршрутной) сети, в результате которого появляются дополнительные места на муниципальном маршруте; 5) возникновение необходимости изменения графика движения транспортных средств в целях оптимизации транспортного обслуживания населения, в результате которого появляются дополнительные места на муниципальном маршруте. Организатор перевозок в целях обеспечения бесперебойного оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам, недопущения длительных срывов в работе пассажирского транспорта вправе заключить краткосрочный договор на регулярные перевозки без проведения Конкурса в следующих случаях: 1) действие обстоятельств непреодолимой силы. Краткосрочный договор на регулярные перевозки в данном случае может быть заключен на срок до окончания действия обстоятельств непреодолимой силы; 2) прекращение действия, в том числе расторжение, договора на регулярные перевозки с перевозчиком, работающим на существующих муниципальных маршрутах. Краткосрочный договор на регулярные перевозки в данном случае может быть заключен на срок до момента вступления в силу договора, заключенного по результатам проведенного Конкурса. При заключении краткосрочного договора на регулярные перевозки согласно настоящему подпункту проведение Конкурса в соответствии с настоящим Положением, по результатам которого будет заключен договор на регулярные перевозки в общем порядке, является обязательным. При проведении Конкурса в связи с истечением срока действия договора на регулярные перевозки, заключенного с перевозчиком, работающим на существующих муниципальных маршрутах, указанный договор может быть продлен до момента вступления в силу договора, заключенного по результатам проведенного Конкурса; 3) приостановление действия лицензии в соответствии с действующим законодательством. Краткосрочный договор на регулярные перевозки в данном случае может быть заключен на срок до возобновления срока действия лицензии; 4) надлежащее обеспечение оказания транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования город Иваново при проведении на территории города массовых мероприятий, связанных с празднованием официальных установленных государственных праздников Российской Федерации, а также иных наиболее значимых дат, проведение и празднование которых установлено соответствующими нормативными правовыми актами. Перевозчик, с которым заключается краткосрочный договор на регулярные перевозки, должен соответствовать всем установленным действующим законодательством и муниципальными правовыми актами требованиям; 5) в случае возникновения обстоятельств, при наличии которых горэлектротранспорт не может обеспечить оказание транспортных услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа на территории муниципального образования «Город Иваново». Краткосрочный договор на регулярные перевозки в данном случае может быть заключен на срок до окончания действия обстоятельств (пункт 2.3).

Таким образом,

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по делу n А17-3273/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также