Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 по делу n А82-8032/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 610007, г.Киров, ул.Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции г.Киров 23 марта 2012 года Дело №А82-8032/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2012 года Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поляковой С.Г., судей Кобелевой О.П., Тетервака А.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2011 по делу № А82-8032/2011, принятое судом в составе судьи Котоминой Н.В. по иску товарищества собственников жилья «Ивняковское» (ИНН 7627034097, ОГРН 1097627000790) к Министерству финансов Российской Федерации (ИНН 77101168360, ОГРН 1037739085636), Департаменту финансов Ярославской области (ИНН 7604002902, ОГРН 1027600695363), Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в лице Управления финансов (ИНН 7606009396, ОГРН 1027601599156) третьи лица: Управление социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации ЯМР, МУЗ «Ивняковская амбулатория», ГУЗ ЯО «Областная клиническая психиатрическая больница» о взыскании убытков установил:
Товарищество собственников жилья «Ивняковское» (далее - ТСЖ «Ивняковское», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов, ответчик), Департаменту финансов Ярославской области (далее – Департамент финансов, ответчик), Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее – Администрация, ответчик) о взыскании в солидарном порядке 97.513 руб. 37 коп. в возмещение убытков по предоставлению льгот медицинским работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истец уточнил исковые требования, просил взыскать убытки в размере 97 052 руб. 34 коп.: - с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации 80.458 руб. 75 коп. убытков, 3.218 руб. 35 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 5.388 руб. 66 коп. судебных издержек; - с Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области за счет казны Ярославской области 2.976 руб. 82 коп., 119 руб. 07 коп. государственной пошлины и 199 руб. 37 коп. судебных издержек; - с Ярославского муниципального района Ярославской области в лице Управления финансов Администрации ЯМР ЯО за счет казны Ярославского муниципального района Ярославской области 13.616 рублей 77 копеек, 544 рубля 67 копеек государственной пошлины и 911 рублей 97 копеек судебных издержек. Исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме. Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2011г. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны в пользу ТСЖ «Ивняковское» взыскано 97.052 руб. 34 коп. в возмещение убытков. В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказано. Суд исходил из обоснованности заявленных требований. Не согласившись с принятым решением, УФК по Ярославской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт о взыскании убытков за счет казны Ярославского муниципального района. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что с 01.01.2005 затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, занятым и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, должны компенсироваться органом местного самоуправления, следовательно, взыскание убытков должно быть произведено за счет средств бюджета муниципального района. Истец и ответчик Департамент финансов ЯО в отзывах на апелляционную жалобу просят решение арбитражного суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2011г. проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства. Согласно решениям Ярославского районного суда Ярославской области по делам № 2-1562/09 от 26.10.2009, № 2-2221/09 от 21.12.2009 с истца в пользу медицинских работников взысканы суммы не предоставленных в полном объеме льгот за отопление, текущий ремонт и содержание жилья, содержания газового оборудования, уборку придомовой территории, также суд обязал истца произвести перерасчет платежных балансовых лицевых счетов медицинским работникам МУЗ «Ивняковская амбулатория», ГУЗ ЯО «Областная клиническая психиатрическая больница» и зачесть уплаченные платежи за отопление текущий ремонт и содержание жилья, содержание газового оборудования, уборку придомовой территории в счет будущих платежей за коммунальные услуги, а также предоставлять медицинским работникам льготы по оплате этих услуг в полном объеме. Решения суда исполнены истцом частично путем зачета, частично путем перечисления денежных средств, в подтверждение чего им представлены ведомости сальдо с мая по декабрь 2009 года, а также сведения по лицевым счетам граждан. Согласно решениям Ярославского районного суда Ярославской области по делам: № 2-614/09 от 21.04.2009, № 2-471/09 от 14.04.2009, № 2-618/09 от 21.04.2009, № 2-619/09 от 21.04.2009, № 2-613/09 от 21.04.2009, № 2-669/09 от 01.06.2009 с учетом определения об исправлении описки в решении суда от 18.06.2009, № 2-617/09 от 21.04.2009, № 2-611/09 от 21.04.2009 с МУ «Управляющая компания» взысканы денежные средства, суд обязал Управляющую компанию произвести перерасчет платежного баланса лицевых счетов по жилым помещениям, занимаемым медицинскими работниками МУЗ «Ивняковская амбулатория», ГУЗ ЯО «Областная клиническая психиатрическая больница» и проживающим в сельской местности. Истец в период с 01 мая по 31 декабря 2009 года предоставлял медицинским работникам МУЗ «Ивняковская амбулатория», ГУЗ ЯО «Областная клиническая психиатрическая больница», проживающим в жилых помещениях, обслуживаемых истцом, льготы по оплате жилья. Не возмещение истцу расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском. В соответствии с частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ часть вторая статьи 63 Основ признана утратившей силу; указанная статья дополнена частями четвертой, пятой и шестой. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В соответствии с частью 6 статьи 63 Основ меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ на территории Ярославской области был принят Закон Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области", предусматривающий предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением для работников государственных учреждений здравоохранения Ярославской области. Указанный закон утратил силу с 01.07.2007 в связи с принятием закона Ярославской области от 27.06.2007 N 44-з "О мерах социальной поддержки работников государственных учреждений, работающих в сельской местности и малых городах Ярославской области", предусматривающий аналогичную меру социальной поддержки для медицинских работников государственных учреждений Ярославской области. Главой Ярославского муниципального района были приняты постановление от 29.03.2005 N 436 "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных на территории Ярославского муниципального округа" и постановление от 12.12.2007 N 1836 "О мерах социальной поддержки работников муниципальных учреждений, расположенных на территории Ярославского муниципального района и финансируемых из районного бюджета". Постановлениями определены категории работников и условия предоставления льгот по оплате жилого помещения, отопления и энергоснабжения. Предоставление мер социальной поддержки производится в пределах социальной нормы площади жилья и социальных норм потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления. Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, проживающих в сельской местности, не исполнила свою обязанность по компенсации таких льгот. Следовательно, предъявленные истцом к возмещению расходы на погашение задолженности, образовавшейся в силу предоставления льгот по оплате оказанных услуг, должны возмещаться из средств федерального бюджета. Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В силу пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 по делу n А28-8472/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|