Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.03.2012 по делу n А29-8597/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

26 марта 2012 года

Дело № А29-8597/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.     

Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Караваевой А.В.,

судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2011  по делу № А29-8597/2011, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Галина» (ИНН 1101047582, ОГРН 1061101005206, место нахождения: г. Сыктывкар, шоссе Сысольское, 66)

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Галина» (далее – ООО «Галина», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару (далее – ИФНС России по г. Сыктывкару, Инспекция, ответчик) № 19-07/192 по делу об административном правонарушении от 05.10.2011 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде е штрафа в размере 40000 рублей.

Решением  Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2011 заявленные требования ООО «Галина» удовлетворены, постановление налогового органа признано незаконным и отменено.

ИФНС России по г. Сыктывкару, не согласившись с принятым решением суда, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить.

ИФНС России по г. Сыктывкару в обоснование своих доводов указывает, что статья 15.1 КоАП РФ Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ была дополнена новым составом административного правонарушения (частью 2). Указанный закон вступил в силу 30.09.2011. Административное правонарушение было совершено Обществом в период с 03.08.2011 по 28.08.2011, то есть до вступления в силу вышеуказанных изменений.

Заявитель жалобы, ссылаясь на положения статьи 1.7 КоАП РФ, полагает, что новая редакция статьи 15.1 КоАП РФ не улучшает и не отягчает ответственность, следовательно, не может иметь обратной силы. Неуказание налоговым органом конкретной части статьи 15.1 КоАП РФ, Инспекция полагает обоснованным, поскольку на момент совершения правонарушения указанная статья  предусматривала один состав административного правонарушения. В силу изложенного, по мнению заявителя жалобы, Инспекция не допустила нарушение процессуального закона, а также конституционных прав на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.

ООО «Галина» в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность решения, просит решение  суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Общество ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании поручения от 30.08.2011 № 486 (л.д.98) Инспекцией проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и полноты учета выручки ООО «Галина» за период с 01.01.2011 по 29.08.2011.

В ходе проверки установлены расхождения выручки ежедневных (сменных) Z-отчетов контрольно-кассовой техники по сравнению с данными бухгалтерского учета выручки, полученной с применением ККТ, за проверяемый период (данными дебета счета 50). Сумма наличной денежной выручки, полученной продавцами магазина ООО «Галина», неполностью оприходованной в кассе предприятия по дебету счета 50 составила: за 03.08.2011 – 1935 рублей 23 копейки; за 04.08.2011 – 256 рублей 34 копейки; за 06.08.2011 – 65 рублей 46 копеек; за 10.08.2011 – 118 рублей 37 копеек; за 11.08.2011 – 88 рублей 45 копеек; за 12.08.2011 – 533 рубля 53 копейки; за 14.08.2011 – 102 рубля; за 115.08.2011 – 273 рубля 72 копейки; за 16.08.2011 – 900 рублей 92 копейки; за 19.08.2011 – 21 рубль 03 копейки, за 20.08.2011 – 87 рублей 20 копеек; за 21.08.2011 – 338 рублей 71 копейка; за 22.08.2011 – 490 рублей 93 копейки; за 25.08.2011 – 1179 рублей 88 копеек; за 27.08.2011 – 248 рублей 26 копеек; за 28.08.2011 – 150 рублей 57 копеек. Таким образом, проверкой выявлено неоприходование наличных денежных средств в кассу предприятия в период с 03.08.2011 по 28.08.2011.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 03.10.2011 № 19-23/192 (л.д.58-62), в котором отражен факт нарушения Обществом пунктов  22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом Центрального Банка Российской Федерации от 04.10.1993 № 18 (далее – Порядок).

03.10.2011 уполномоченным лицом в отношении Общества в присутствии законного представителя (директора Общества Размысловой И.А.) составлен протокол № 19-07/192 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ.

05.10.2011 по результатам рассмотрения материалов административного дела начальник Инспекции вынес постановление № 19-07/192 о привлечении ООО «Галина» к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Считая данное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, исходил из наличия существенных нарушений, допущенных Инспекцией при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения  суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с часть 1 статьи 15.1 КоАП РФ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций).

В пункте 13 Порядка ведения кассовых операций предусмотрено, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

В силу пунктов 22, 24 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Из указанного следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств.

Законодательством не предусмотрено иного способа учета наличных денежных средств, кроме как их оприходование в кассовой книге предприятия на основании приходного ордера.

Поскольку названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств при надлежащем документальном оформлении каждой операции, то моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу.

Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

Одним из критериев установления факта неоприходования (неполного оприходования) наличных денежных средств является неотражение операций по приходу денежной наличности в приходных кассовых ордерах, а также разница между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела неоприходование Обществом в установленный срок денежной наличности в кассу предприятия в период с 03.08.2011 по 28.08.2011. Данный факт заявителем не оспаривается.

При таких обстоятельствах, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, является доказанным.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено налоговым органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Суд первой инстанции, отменяя оспариваемое постановление Инспекции, пришел к выводу о наличии существенных процессуальный нарушений, выразившихся в том, что постановление Инспекции не содержит  указания на конкретную часть статьи 15.1 КоАП РФ, в соответствии с которой Общество привлекается к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, оценивая указанный вывод Арбитражного суда Республики Коми, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Из материалов дела следует, что Общество привлечено налоговым органом к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за неполное оприходование в кассу предприятия наличной денежной выручки в период с 03.08.2011 по 28.08.2011.

Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее – Федеральный закон № 162-ФЗ) статья 15.1 КоАП РФ  была дополнена частью 2, устанавливающей ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона № 162-ФЗ, изменения, внесенные указанным законом, вступают в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за отдельными исключениями.

Исходя из того, что указанный закон был официально опубликован 30.06.2011, следовательно, его положения вступили в силу 29.09.2011.

Часть 1 статьи 1.7 КоАП РФ предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

С учетом изложенного, на момент совершения Обществом правонарушения (с 03.08.2011 по 28.08.2011) новая редакция статьи 15.1 КоАП РФ, выделяющая два состава правонарушения (по части 1 и части 2), еще не действовала. Редакция статьи 15.1 КоАП РФ, действовавшая вовремя совершения вменяемого правонарушения, административную ответственность по части 2 не предусматривала.

Суд первой инстанции, указывая на допущенные налоговым органом нарушения порядка привлечения

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.03.2012 по делу n А82-7362/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также