Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу n А29-581/2012. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

11 апреля 2012 года

Дело № А29-581/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.   

Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2012 по делу №А29-581/2012, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,

по заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (ИНН: 1116003958 ОГРН: 1021101054820)

к индивидуальному предпринимателю Коняеву Роману Викторовичу (ИНН: 111601044229 ОГРН: 309111629200032)

о взыскании 1 039 рублей 20 копеек штрафа,

установил:

 

Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к индивидуальному предпринимателю Коняеву Роману Викторовичу (далее – Предприниматель) о взыскании 1 039 рублей 20 копеек финансовых санкций.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2012 Управлению в удовлетворении заявленных требований отказано.

Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Заявитель жалобы указывает, что Коняев Р.В. по настоящее время является индивидуальным предпринимателем. По мнению Управления, нахождение Коняева Р.В. в местах лишения свободы не является исключительным (экстраординарным) обстоятельством препятствующим Коняеву Р.В. обратиться в налоговый орган с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности.

Ссылаясь на статью 8 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Управление считает, что поскольку Коняев Р.В. по настоящее время является индивидуальным предпринимателем, то на него возложена обязанность по представлению сведений в органы Пенсионного фонда. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд, установив в действиях индивидуального предпринимателя Коняева Р.В. состав правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», по данному факту составил акт камеральной проверки от 25.05.2011 № 75 (л.д. 15).

Заместителем начальника Пенсионного фонда принято решение № 145 от 12.09.2011  о привлечении Предпринимателя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2006 № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовой санкции - штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд, что составило  1 039 рублей 20 копеек (л.д. 21-22).

Пенсионный фонд направил Коняеву Р.В. требование № 90 от 10.10.2011 с предложением уплатить штраф в срок до 29.10.2011. Требование Предпринимателем в установленный срок не исполнено.

Поскольку требование не было исполнено, Пенсионный Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.

Арбитражный суд Республики Коми, отказывая Управлению в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что  Управлением не доказана вина Предпринимателя, в связи с чем, отсутствовали основания для привлечения его к ответственности.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) индивидуальный предприниматель Коняев Р.В. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного закона страховщик - территориальный орган Пенсионного фонда  Российской Федерации, имеет право налагать штрафы, предусмотренные законодательством.

Согласно статье 1 Федерального Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ)  индивидуальные предприниматели относятся к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции Закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) закреплена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, предоставлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации следующие сведения:

- страховой номер индивидуального лицевого счета;

- фамилию, имя и отчество;

- сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

- другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов, указанные в пункту 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона (не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно положениям пункта 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ) установлен минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года в сумме 4 330 рублей в месяц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона № 167-ФЗ в 2010 году тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии составляет 14% от минимального размера оплаты труда, на финансирование накопительной части трудовой пенсии составляет 6% от минимального размера оплаты труда.

 Таким образом, сумма страховых взносов, которую обязан уплатить индивидуальный предприниматель Коняев Р.В. в Пенсионный фонд за 2010 год (с 01.01.2010 по 31.12.2010), составила 10 392 рублей.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Процедура привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах предусмотрена Законом № 212-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 34 Закона № 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы.

В силу части 3 статьи 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). Законодатель предусмотрел, что в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (часть 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ).

Частью 3 статьи 39 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При этом неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, только в том случае, если это лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Согласно пункту 8 статьи 39 Закона № 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (пункт 9 статьи 39 Закона № 212-ФЗ).

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 Закона № 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения (пункт 14 статьи 39 Закона № 212-ФЗ).

Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРИП Коняев Р.В. является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован по адресу: Усть-Вымский р-н, с. Гам, пер.Трудовой,9 (л.д. 40-41).

Письмом от 04.01.2012 № 3/6 МВД по Республике Коми сообщило, что Коняев Р.В, с 02.08.2010 отбывает наказание в ИК-35 пос. Вожский Удорского района (л.д. 34).

Из акта камеральной проверки от 25.05.2011 усматривается, что он составлен в отсутствие Предпринимателя, в акте отсутствуют как подпись Коняева Р.В. о получении данного акта, так и отметка Управления об отказе страхователя от подписания акта.

Заявитель направил Предпринимателю акт, в котором содержится уведомление о вызове страхователя, из которого следует, что рассмотрение материалов проверки было назначено на 01.07.2011 в 15 час. 30 мин. Акт был направлен по адресу: с. Гам, пер. Трудовой, 9 (л.д. 16). В материалах дела также имеется письмо от 05.08.2011 которым Пенсионный фонд извещает Коняева Р.В. о рассмотрении акта камеральной проверки от 25.05.2011 и других материалов, которое состоится 12.09.2011. Указанное письмо направлено Пенсионным фондом по адресу: пос. Вожский Удорский район ИК-35 (л.д. 18-19).   

Однако, доказательств получения Предпринимателем акта камеральной проверки от 25.05.2011, а также доказательств того, что на дату вынесения решения Управление располагало сведения о надлежащем извещении Предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов проверки, а также то,

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу n А82-15411/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также