Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.05.2012 по делу n А29-3626/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

10 мая 2012 года

Дело № А29-3626/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.   

Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Караваевой А.В., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2012 по делу №А29-3626/2011, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,

по иску Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)

к Агентству Республики Коми по социальному развитию (ИНН: 1101486283, ОГРН: 1041100439302),

о взыскании долга,

установил:

 

Государственно учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – Учреждение, Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  к Агентству Республики Коми по социальному развитию (далее – Агентство) о взыскании 23 441 рубля 98 копеек долга по договору № 021 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 23.12.2008.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2012 исковые требования Учреждения удовлетворены в полном объеме.

Агентство Республики Коми по социальному развитию с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Учреждению в удовлетворении исковых требований.

Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что им допущено нецелевое использование бюджетных средств, поскольку денежные средства Фонда социального страхования использовались Агентством в соответствии с их назначением, то есть на выплату пособия по уходу за ребенком.

Ссылаясь на заключенный            между сторонами договор от 20.01.2010 № 021 заявитель указывает, что условиями данного договора не предусмотрена обязанность Агентства за счет средств республиканского бюджета возмещать Учреждению денежные средства, излишне выплаченные получателям пособий.

Кроме того, Агентство указывает, что Панченко Л.Л. добровольно произведен возврат излишне полученного пособия, решением мирового судьи Сторожевского межрайонного судебного участка от 17.02.2011 с Годяцкой Н.Г. в пользу Агентства взыскана сумма излишне полученного пособия в размере 12 474 рубля 84 копеек. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение указало, что с жалобой Агентства не согласно, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Агентство заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, Фонд социального страхования явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 23.12.2008 между Фондом социального страхования и Агентством (орган социальной защиты) заключен договор № 525 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (л.д. 96-98).

По условиям данного договора Фонд осуществляет перечисление средств органу социальной защиты для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 866 «О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865.

Подпунктом «б» пункта 2.3. договора предусмотрено, что орган социальной защиты населения обязан обеспечить ежемесячно, в течение 5 рабочих дней с даты получения средств, а лицам, обратившимся впервые за пособием, - в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о назначении пособия, выплату пособия получателям через территориальные органы органа социальной защиты населения - Управления (отделы) социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми по месту жительства получателей пособия в размере и сроки, установленные статьями 14, 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также в порядке, установленном Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865, путем перечисления средств, полученных из фонда в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособий.

Подпунктами «д», «е» пункта 2.3. договора установлено, что орган социальной защиты населения обязан осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий территориальными органами органа социальной защиты населения - Управлениями (отделами) социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми; обеспечивать целевое использование средств, выделенных на выплату пособия.

20.01.2010 Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (фонд) и Агентство Республики Коми по социальному развитию (орган социальной защиты) заключили договор № 021 (л.д. 10-11) о финансовом обеспечении расходов на выплату отдельных видов государственных пособий  лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным  (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1162.

Подпунктом «а» пункта 2.1 договора предусмотрено, что региональное отделение Фонда осуществляет ежемесячное перечисление средств для выплаты пособий, указанных в пункте 2 Правил, на лицевой счет Агентства в течение пяти рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10 числа текущего месяца, на основании заявок, представленным Агентством в соответствии с Правилами.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2.2 договора Агентство обеспечивает целевое использование средств, выделенных на выплату пособий.

Фондом проведена проверка использования Агентством средств на выплату пособий, в результате которой выявлено, что в 2010 году с нарушением назначено и выплачено пособий на сумму 251 083 рубля 66 копеек. В том числе Агентством необоснованно выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком Чубченко Л.А. в сумме 13 356 рублей 54 копейки, Панченко Л.Л. в сумме 2 472 рубля 49 копеек (в связи с несвоевременным сообщением об изменении своего статуса – устройство на работу), Годяцкой Н.Г.  в сумме  12 474 рубля 84 копейки (в связи с получением пособия по последнему месту работы), всего 28 303 рубля  87 копеек.

Выявленные нарушения отражены в справке о проведенной проверке от 31.12.2010 (л.д. 14-18).

04.02.2011 заместителем управляющего Фонда социального страхования принято решение № 1, которым не приняты к зачету расходы в сумме 251 083 рубля 66 копеек. Агентству предложено устранить выявленные нарушения и произвести возврат суммы нецелевого расходования средств (л.д. 22).  

Учреждением в адрес Агентства было направлено письмо от 04.04.2011 №01-18/04-7023 с просьбой о погашении оставшейся суммы задолженности в размере 65 296 рублей 02 копеек в срок до 15.04.2011 (л.д. 27).

В связи с тем, что в добровольном порядке требование по возврату суммы задолженности Агентством не исполнено, Фонд социального страхования обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании суммы задолженности в размере 23 441 рубль 98 копеек.

Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь постановлениями Правительства РФ № 866 от 30.12.2006 и № 1162 от 31.12.2009, удовлетворил заявленные требования и взыскал с Агентства в пользу Фонда социального страхования 23 441 рубль 98 копеек долга и 200 рублей судебных издержек.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ установлено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).

В соответствии со статьей 3  Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ порядок и условия назначения и выплаты перечисленных в статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866 утвержден действующий до 01.01.2010 Порядок финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 указанного Порядка финансовое обеспечение расходов на выплату пособия осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации. Фонд после поступления средств из федерального бюджета распределяет их между региональными отделениями Фонда на основании заявок региональных отделений Фонда.

Региональные отделения Фонда перечисляют органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (пункт 5 Порядка)

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации перечисляют средства, полученные от региональных отделений Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, получателям и представляют в региональные отделения Фонда отчеты о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия (пункт 9 Порядка).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1162 утверждены «Правила финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке» (действуют с 01.01.2010).

Пунктом 5 данных Правил установлено, что территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10-го числа текущего месяца, перечисляет уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) средства на финансирование расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, на основании договора, заключенного ими в соответствии с типовой формой, прилагаемой к настоящим Правилам.

Согласно части первой статьи 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.05.2012 по делу n А28-5080/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также