Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.05.2012 по делу n А82-11565/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

10 мая 2012 года

Дело № А82-11565/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.         

Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля

и апелляционную жалобу управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.02.2012 по делу

№ А82-11565/2011, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,

по  заявлению индивидуального предпринимателя Арутюняна Сержика Апресовича (ОГРН: 304760430900219)

к управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (ИНН: 7604092913, ОГРН: 1067604080345),

мэрии города Ярославля (ИНН: 7601001234, ОГРН: 1027600683824),

департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (ИНН: 7604058662, ОГРН: 1027600681580)

о признании незаконным приказа,

установил:

 

индивидуальный предприниматель Арутюнян Сержик Апресович (далее – заявитель, предприниматель, ИП Арутюнян С.А.) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее – Управление), мэрии города Ярославля, департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее – Департамент) о признании незаконным приказа начальника управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля от 08.08.2011 № 2273 об отказе в размещении объекта на земельном участке - временной постройки (автостоянки), не являющейся объектом капитального строительства по адресу: ул. Чернопрудная, недалеко от пересечения с просп. Фрунзе во Фрунзенском районе г. Ярославля.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.02.2012 заявленные требования предпринимателя удовлетворены – вышеуказанный приказ признан незаконным. Суд обязал Департамент и Управление осуществить мероприятия в рамках постановления мэра города Ярославля от 23.04.2007 № 1227, относящиеся к их компетенции и направленные на рассмотрение заявления предпринимателя от 14.12.2010 о выборе земельного участка для размещения временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства - автостоянки по адресу: г.Ярославль, ул. Чернопрудная, недалеко от пересечения с просп. Фрунзе.

В удовлетворении требований к мэрии города Ярославля суд отказал.

Не согласившись с принятым решением, Управление и Департамент обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

По мнению Управления, при принятии решения суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и нарушил нормы материального права. В частности Управление ссылается на нарушение процедуры предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории перспективной образовательной школы и на территории, предусмотренной для размещения перспективных сетей инженерно-технического обеспечения к планируемой школе.

Департамент в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что в решении суда первой инстанции не указана норма закона или иного правового акта, которой не соответствует оспариваемый приказ, решение вынесено при отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов предпринимателя. По его мнению, размещение автостоянки на испрашиваемом земельном участке противоречит основным принципам градостроительного законодательства, установленным п. 1 и п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГСК РФ), а именно: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

ИП Арутюнян С.А. отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Департамент заявил ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб без участия своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 14.12.2010 ИП Арутюнян С.А. обратился в Управление с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта - временной автостоянки по адресу: ул.Чернопрудная, недалеко от пересечения с проспектом Фрунзе во Фрунзенском районе г. Ярославля. В заявлении указан примерный размер земельного участка - 1250 кв.м, испрашиваемое право - аренда.

В соответствии с требованиями раздела 3 постановления мэра г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля», которым определен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта Управление направило заявление Арутюняна С.А.  в Департамент для предварительного заключения о возможности размещения временного сооружения, не являющегося объектом капитального строительства – автостоянки (л.д. 39, 41). В соответствии с заключением Департамента размещение предполагаемого объекта невозможно по ряду причин, которые явились основанием для подготовки обжалуемого приказа (л.д. 40, 42).

Приказом от 08.08.2011 № 2273 Управление отказало предпринимателю в размещении объекта на земельном участке по указанному адресу в связи с тем, что согласно проекту планировки микрорайона № 2 жилого района Сокол, ограниченного проспектом Фрунзе, ул.Чернопрудной, ул.Бурмакинской во Фрунзенском районе города Ярославля, постановлением Мэрии г.Ярославля от 30.09.2010 №3985, на запрашиваемом земельном участке предусмотрено размещение общеобразовательной школы на 960 учащихся, а также перспективные сети инженерно-технического обеспечения к планируемой школе (водопровод, хозяйственно-фекальная и дождевая канализация).

Полагая, что данный приказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Арутюнян С.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд Ярославской области, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался вышеназванным постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227, Положением о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля, утвержденным постановлением мэра г. Ярославля от 15.05.2007 № 1519 и пришел к выводу, что основания отказа заявителю в размещении объекта являются незаконными и нарушают его права. Суд первой инстанции исходил из того, что размещение автостоянки, являющейся временной постройкой, не препятствует реализации градостроительной и проектной документации, ответчиками не представлено доказательств необходимости спорного земельного участка для строительства капитального объекта в настоящее время.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. 

Полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков для размещения временных объектов, в том числе автостоянок, и порядок предоставления таких участков ЗК РФ не регламентируются. В этой связи в силу положений ст. 11 ЗК РФ и абз.3 п.10 ст. 3 федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установление порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах административных центров субъектов Российской Федерации, государственная собственность на которые не разграничена, для целей размещения временных объектов и предоставление таких участков, относится к компетенции органов местного самоуправления указанных муниципальных образований, если иное не предусмотрено законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. 1 закона Ярославской области от 27.04.2007 № 21-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре-городе Ярославле» органы местного самоуправления городского округа «город Ярославль» уполномочены на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в целях, не связанных со строительством объектов капитального строительства, а значит, в том числе на распоряжение указанными земельными участками, предоставляемыми для размещения временных объектов.

На территории города Ярославля порядок предоставления земельных участков для размещения временных построек определяется двумя нормативными правовыми актами: Порядком взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденным постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227 (далее- Порядок взаимодействия), и Положением о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля, утвержденным постановлением мэра г. Ярославля от 15.05.2007 № 1519 (далее- Положение о размещении).         

По смыслу п. 1.1 Положения о размещении временные постройки, не являющиеся объектами капитального строительства, могут размещаться на территориях, свободных от застройки либо подлежащих в будущем застройке объектами капитального строительства или элементами улично-дорожной сети. Согласно п. 1.2 Положения о размещении к временным постройкам, не являющимся объектами капитального строительства, относятся, в том числе временные автостоянки и парковки. В силу п. 2.1 Положения о размещении предоставление земельного участка для строительства временной постройки осуществляется в порядке, установленном Порядком взаимодействия.

Согласно п. 3.16 Порядка взаимодействия предоставление земельных участков для размещения временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе, автостоянок и парковок, осуществляется в соответствии с разделом 3 данного Порядка. В силу п. 3.1 Порядка взаимодействия предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в соответствии с п.5 ст. 30 ЗК РФ. Процедура предоставления указанных выше земельных участков конкретизируется положениями пунктов 3.2-3.7. Порядка взаимодействия. В соответствии с названными нормами раздела 3 Порядка взаимодействия соответствующее заявление лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, о выборе земельного участка подается в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля (далее- УЗР), которое в месячный срок направляет его в Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее- ДАРТГ) для дачи заключения о возможности размещения на испрашиваемом земельном участке предполагаемого объекта строительства. ДАРТГ в течение двух недель готовит указанное заключение. В случае, если данным заключением будет признано невозможным размещение на испрашиваемом земельном участке предполагаемого объекта строительства УЗР в течение двух недель со

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.05.2012 по делу n А31-3968/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также