Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу n А29-304/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

27 июня 2012 года

Дело № А29-304/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2012 года.      

Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,

при участии в судебном заседании: 

представителя заявителя Таскаевой Я.А., действующей на основании доверенности от 15.11.2010 № 1913,

представителя ответчика Хабарова А.Н. действующего на основании доверенности от 17.12.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Национального банка Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2012 по делу

№ А29-304/2012, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,

по заявлению акционерного коммерческого банка «Северный Народный Банк» (открытое акционерное общество) (ИНН: 1101300820, ОГРН: 1021100000074)

к Национальному банку Республики Коми

о признании незаконным и отменен постановления о назначении административного наказания,

установил:

 

акционерный коммерческий банк «Северный Народный Банк» (открытое акционерное общество) (далее – заявитель, АКБ «СНБ») обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Национальному банку Республики Коми (далее – ответчик, НБ Республики Коми) о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2011 № 87-11-Ю/0044/3110 о привлечении АКБ «СНБ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2012 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Не согласившись с принятым решением, Национальный банк Республики Коми обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и оставить в силе постановление от 13.12.2011 № 87-11-Ю/0044/3110.

По мнению НБ Республики Коми выводы суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела, доказательств вины АКБ «СНБ» в совершенном им административном правонарушении не соответствуют фактическим материалам дела, выводы о применении положений о малозначительности противоречат пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10. Заявитель апелляционной жалобы считает, что вывод суда о необходимости применения статьи 1.7 КоАП РФ сделан с нарушением норм материального права.

АКБ «СНБ» в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Банк согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств вины АКБ «СНБ» в совершении вменяемого ему правонарушения. Кроме того, считает, что действия Банка должны были квалифицироваться по части 3 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) так как Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) не получила недостоверную информацию (направленные сообщения уполномоченным органом были отвергнуты).

Более подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 02.09.2011 филиал АКБ «СНБ», расположенный в г. Усинске, исполняя обязанности, предусмотренные пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), сформировал и направил в 14 час. 15 мин. в Росфинмониторинг через НБ Республики Коми сведения в форме отчета в виде электронного сообщения (ОЭС) №№ 334, 354, 355, 356, 357 о подозрительных операциях граждан по переводу денежных средств по 5000 долларов США одному контрагенту, совершенных 20.07.2011, 26.07.2011, 01.08.2011, 08.08.2011 и 01.08.2011.

В этот же день, в 20 час. 19 мин., указанные сообщения были отвергнуты в связи с обнаруженными ошибками при заполнении поля DATE_PAY_D по причине неверного указания номера платежного документа. После получения извещения о непринятии сообщений, филиал АКБ «СНБ» внес соответствующие исправления в документ и 05.09.2011 повторно направил в Росфинмониторинг исправленные в форме ОЭС сведения, которые были приняты.

Кроме того, 16.09.2011 в 14 час. 15 мин. филиал АКБ «СНБ» направил в Росфинмониторинг через НБ Республики Коми сведения в форме ОЭС № 370 об операции, подлежащей обязательному контролю с кодом 4006 в связи с безналичной покупкой юридическим лицом 27187,79 евро. Данное сообщение было отвергнуто в связи с неверным указанием в поле CURREN_CON кода российского рубля вместо кода иностранной валюты.

19.09.2011 АКБ «СНБ» повторно направил в Росфинмониторинг исправленное ОЭС № 370, которое было принято.

По мнению должностных лиц НБ Республики Коми, в указанных выше действиях АКБ «СНБ» имеется нарушение требования пункта 2.5 Положения о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 29.08.2008 № 321-П (далее- Положение № 321-П), выразившееся в несоблюдении порядка формирования электронного сообщения и образующее событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения соответствующих действий).

29.11.2011, установив в деянии АКБ «СНБ» признаки состава административного предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо НБ Республики Коми составило в отношении АКБ «СНБ» протокол об административном правонарушении № 87-11-Ю/0044/1020.

Постановлением заместителя председателя НБ Республики Коми от 13.12.2011 № 87-11-Ю/0044/3110 АКБ «СНБ» был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с названным постановлением ответчика, АКБ «СНБ» обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его незаконным и о его отмене.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что НБ Республики Коми не была установлена и доказана вина АКБ «СНБ» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, административным органом не был рассмотрен вопрос о возможности (невозможности) применения положений статьи 2.9 КоАП РФ с учетом обстоятельств данного дела и не были приняты во внимание положения п. 1 ч. 1 ст. 24.5 и ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ в связи с внесением изменений в Закон № 115-ФЗ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, была установлена административная ответственность юридических лиц за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи.

Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее- Закон № 115-ФЗ).

Из содержания ст. 5 Закона № 115-ФЗ следует, что к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.

Порядок представления кредитной организацией в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у кредитной организации возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 29.08.2008 № 321-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведении, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 321-П).

Согласно п. 2.5 Положения № 321-П направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом, осуществляется в форме отчета в виде электронного сообщения (ОЭС). Правила формирования ОЭС и заполнения отдельных полей записей ОЭС содержаться в приложении № 3 к Положению № 321-П.

Как следует из материалов дела, АКБ «СНБ» при направлении 02.09.2011 и 16.09.2011 в Росфинмониторинг через НБ Республики Коми сведений в форме отчета в виде ОЭС нарушил предусмотренные указанными правила требования к заполнении отдельных полей. Таким образом, АКБ «СНБ» были нарушены именно правила формирования сведений, представляемых в Росфинмониторинг. Между тем, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения нарушения), совершение которого было вменено АКБ «СНБ», заключалась в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи. Порядок организации внутреннего контроля в кредитной организации применительно к отношениям, регулируемым Законом № 115-ФЗ, ни данным законом, ни  Положением № 321-П на момент совершения АКБ «СНБ» нарушений, определен не был, в связи с чем не мог быть нарушен заявителем. В протоколе об административном правонарушении от 29.11.2011 № № 87-11-Ю/0044/1020 в нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ не содержится описания события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, не указано, какие именно требования к организации внутреннего контроля и каким образом были нарушены АКБ «СНБ». Отсутствует описание события указанного правонарушения и в постановлении о назначении заявителю административного наказания от 13.12.2011 № 87-11-Ю/0044/3110.

При указанных выше обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях АКБ «СНБ», совершенных направлении 02.09.2011 и 16.09.2011 не усматривается неисполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля и соответственно события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения названных действий). Доказательств обратного ответчиком не представлено. В этой связи обжалуемое решение арбитражного суда Республики Коми о признании незаконным и отмене постановления НБ Республики Коми от 13.12.2011 № 87-11-Ю/0044/3110 о назначении АКБ «СНБ» административного наказания по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ является законным и вынесено в полном соответствии с требованиями ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Содержащееся в решении суда первой инстанции указание на возможность применения административным органом в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ и ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ арбитражным апелляционным судом во внимание не принимается как не имеющее юридического значения при оценке оспариваемого постановления и не влияющее на оценку его законности.     

С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а саму жалобу не подлежащей удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2012 по делу № А29-304/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Национального банка Республики Коми – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председательствующий                                      

П.И. Кононов

 

Судьи                         

Г.Г. Ившина

 

А.В. Караваева

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу n А82-20762/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также