Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу n А31-11112/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

18 июля 2012 года

Дело № А31-11112/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 года.      

Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,

при участии в судебном заседании: 

представителя заявителя Григорьевой Т.И., действующей на основании доверенности от 01.12.2011,

представителя ответчика Перстневой А.П., действующей на основании доверенности от 16.01.2012,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.03.2012 по делу

№ А31-11112/2011, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Локус Групп» (ОГРН: 1104401003101, ИНН: 4401107615)

к инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области (ОГРН: 1054408729100, ИНН: 4401059400)

третье лицо: управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации г. Костромы

о признании незаконным действий,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Локус Групп» (далее – ООО «Локус Групп», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области (далее – ответчик, Инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принять для регистрации и осуществления государственного строительного надзора объект капитального строительства «Многоквартирный жилой дом» по адресу: г. Кострома, ул. Лесная, 55 и о возложении на ответчика обязанности принять для регистрации и дальнейшего осуществления строительного надзора указанный объект капитального строительства.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 16.03.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Инспекция полагает, что Общество при осуществлении строительства объекта капитального строительства (жилого трехэтажного многоквартирного дома) нарушило установленные нормы и правила градостроительного законодательства Российской Федерации. Указывает на то, что изменение Обществом объекта капитального строительства (строительство 5-ти этажного многоквартирного дома вместо 3-х этажного, на которое получено разрешение) влечет изменение конструктивных характеристик 3-х этажного жилого дома, влияющих на его надежность и безопасность, в том числе возможны изменения по фундаменту. Проектная документация измененного объекта капитального строительства, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства должна пройти государственную экспертизу, а сам объект подлежит государственному надзору. Тот факт, что государственная экспертиза проектной документации проведена на другой объект (изменены проектные решения, в т.ч. по конструктиву) судом не принят во внимание и фактически предлагается осуществить строительный надзор за строительством первоначального объекта. По мнению ответчика, довод суда о легитимности получения Обществом второго разрешения на строительство 5-ти этажного многоквартирного дома несостоятелен в силу того, что законодательством при строительстве объектов капитального строительства не предусмотрена выдача двух разрешений на строительство на один и тот же объект. Кроме того, считает, что судом не принят во внимание тот факт, что при обращении Общества 01.11.2011 в Инспекцию с извещением о начале строительства многоквартирного жилого дома строительство объекта находилось на стадии завершения, что не позволяет осуществить государственный строительный надзор.

ООО «Локус Групп» в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Общество считает, что, уведомив Инспекцию письмом от 06.06.2011 о дальнейшей реконструкции объекта с повышением этажности и, направив Инспекции 01.11.1011 извещение о начале строительства многоквартирного жилого дома с приложением разрешения на строительство от 06.10.2011 № RU 44328000-393 и заключения государственной экспертизы, заявитель выполнил предусмотренные градостроительным законодательством меры для принятия объекта капитального строительства под государственный строительный надзор. Инспекция проигнорировала информацию о том, что планируется изменение этажности, никаких нарушений не выявила и не приостановила строительство, предписаний не выдала. По мнению Общества, судом первой  инстанции дана правильная правовая оценка обращению ООО «Локус Групп» от 06.06.2011, нормы градостроительного законодательства не предусматривают возможность отказа в принятии объекта для регистрации и осуществления государственного строительного надзора.

Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации г. Костромы отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 12.04.2011 Администрация города Костромы (далее – Администрация) выдала ООО «Локус Групп» (застройщик) разрешение на строительство № RU 44328000-103, в соответствии с которым Обществу разрешено строительство многоквартирного жилого дома общей площадью 1418,94 кв.м, количество этажей – 3, по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Лесная, 55 (т. 1 л.д. 10).

06.06.2011 в Инспекцию от ООО «Локус Групп» поступило обращение (исх. от 24.05.2011 №130) о регистрации объекта капитального строительства по указанному адресу с приложением извещения о начале строительства и разрешения на строительство от 12.04.2011 № RU 44328000-103. В письме Общество также сообщило, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка № RU44328000-0000000000001627, утвержденным постановлением Администрации от 17.09.2010 № 1840, кроме прочих объектов капитального строительства, указанных в п. 3 градостроительного плана, на земельном участке разрешается строительство многоквартирных жилых домов пяти этажей, в связи с финансовыми возможностями ООО «Локус Групп» в настоящее время производит строительство 3-х этажного многоквартирного жилого дома. В названном письме общество с учетом возможной реконструкции с повышением этажности на стадии строительства просит зарегистрировать вышеуказанный объект в установленном порядке и указывает, что заключение государственной экспертизы проектной документации будет представлено после принятия решения о реконструкции жилого дома (т. 1 л.д. 55).

21.06.2011 Инспекцией проведена проверка данного объекта, по результатам которой составлен акт от 21.06.2011 № 200, в котором отражено, что по адресу: г. Кострома, ул. Лесная, 55 ведется строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома, на момент проверки - работы нулевого цикла, нарушений в процессе проверки не выявлено (т. 1, л.д. 54).

Письмом от 23.06.2011 № 04/1826 Инспекция сообщила застройщику, что в соответствии со ст.ст. 49, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе, проведение государственной экспертизы на объект капитального строительства «Многоквартирный жилой дом» по адресу: г. Кострома, ул. Лесная, д. 55 не требуется, соответственно государственный строительный надзор на данном объекте осуществляться не может (т. 1, л.д. 9).

06.10.2011 Администрация в связи с внесением изменений в проектную документацию в части этажности и на основании положительного заключения государственной экспертизы объекта капитального строительства от 26.08.2011 выдала ООО «Локус Групп» разрешение на строительство № RU 44328000-393, в соответствии которым Обществу разрешено строительство многоквартирного жилого дома общей площадью 2370,0 кв.м, количество этажей – 5, по адресу: г. Кострома, ул. Лесная, 55 (т. 1 л.д. 51).

01.11.2011 от ООО «Локус Групп» в Инспекцию поступило извещение о начале строительства многоквартирного жилого дома по указанному адресу с приложенным разрешением на строительство от 06.10.2011 № RU 44328000-393 (т. 1 л.д. 52).

07.11.2011 руководителем Инспекции издан приказ от № 2678-ГСН, которым на основании обращения Общества предписывалось провести проверку вышеуказанного объекта, предметом проверки определено: соответствие выполненных работ (строительно-монтажные работы) в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства требованиям нормативных правовых актов в области строительства (т. 1, л.д. 50). В результате проверки установлено, что на объекте выполнено устройство цокольного, 1, 2 и 3 этажей, выполняются работы по устройству кирпичной кладки мансардного этажа, штукатурка внутренних стен, перегородок, частично выполнены работы по установке оконных и дверных блоков. По результатам проверки составлен акт от 07.11.2011 № 375 (т. 1, л.д. 49).

08.11.2011 Обществу направлен ответ № 04/3341, в котором сообщается, что в соответствии с действующим законодательством осуществление государственного строительного надзора с выдачей заключения предусматривается с начала строительства объекта до его завершения. В связи с тем, что Инспекцией надзор за строительством вышеуказанного объекта не осуществлялся, в регистрации объекта и дальнейшем осуществлении государственного строительного надзора отказано (т. 1, л.д. 48).

ООО «Локус Групп», полагая, что данный отказ не соответствует действующему законодательству, а также нарушает его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь ст.ст. 51, 52, 54, ГСК РФ, п.п. 3, 8, 9, 12-14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее - Положение), Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации РД-11-04-2006, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129 (далее - Порядок проведения проверок), пришел к выводу о незаконности действий Инспекции и удовлетворил заявленные требования.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения ответчика (далее- ГСК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного кодекса.

По смыслу положений частей 1-2 ст. 49 ГСК РФ подлежит государственной экспертизе проектная документация многоквартирного жилого дома с количеством этажей более трех.

Следовательно, в соответствии с названными нормами ГСК РФ при строительстве многоквартирного жилого дома с числом этажей более трех, должен осуществляться государственный строительный надзор.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 54 ГСК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов и проектной документации. В силу подпункта «а» п. 2 ч. 5 ст. 54 ГСК РФ проверки в рамках государственного строительного надзора проводятся, в том числе, на основании поступившего в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, о начале строительных работ на объекте, в отношении которого должен осуществляться государственный строительный надзор (ч. 5 ст.52 ГСК РФ).

В соответствии с п. 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее Положение № 54) государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу n А29-2731/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также